«Первые шаги гитариста: практическое пособие для начинающих» Методические рекомендации часть вторая

        Рассмотрим
более подробно каждый раздел пособия:

   (1.0
– 8.0) Современная дидактика исходит из того, что преподавание – процесс постоянный,
и его движение не рассматривается как отдельный урок, хотя он и является
основополагающим в процессе обучения. Однако этот процесс может протекать
по-разному, в зависимости от особенностей преподавания, на него влияет целый
ряд факторов: возраст ученика, его врожденные способности, его восприимчивость
и активность, а также способности самого преподавателя. Педагогическое
искусство состоит не в том, что преподаватель строго соблюдает план урока, а в
его способности разрешать непредвиденные ситуации, возникшие на уроке, и притом
ненавязчивым и интересным образом, так, чтобы это не навредило главной линии
развития обучения ребенка.

 

   Изучая множество изданий для гитары
автор обнаружил существенный пробел в теоретическом изложении нотной грамоты
для гитары. Практически нигде кроме таблицы расположения нот на грифе гитары и
основ нотной грамоты нет никакой адаптации к инструменту. Обычно на
уроках сольфеджио нотную грамоту изучают используя фортепианную клавиатуру, и
ученику – гитаристу который только пришёл в музыкальную школу совсем не просто
освоить расположение нот на грифе гитары.        Простой пример – на уроках сольфеджио
ноты начинают изучать в первой октаве, а в классе гитары обучение начинают с
первой струны, на которой расположены ноты второй октавы. Часто приходилось сталкиваться с тем, что дети младшего
возраста воспринимали ноты, изучаемые на уроках сольфеджио как какие-то одни
ноты, а ноты для гитары - как совершенно другие ноты, таким образом в сознании
детей не складывалась цельная картина нотной грамоты. Такая путаница негативно
отражается на освоении предмета – многие слабые ученики просто не усваивают
материал и даже известны эпизоды нежелания продолжать обучение. И именно
поэтому преподаватель по классу гитары невольно становиться и преподавателем по теории музыки одновременно. Если ученикам старшего возраста можно легко и довольно быстро объяснить основы теории музыки, то с детьми помладше процесс изучения нотной грамоты занимает больше времени и педагог испытывает двойную нагрузку (обучение и игре на гитаре, и изучение теории музыки).

  Усвоение нотной грамоты в процессе
обучения игре на гитаре затрагивает очень много процессов практической
музыкальной деятельности: интонирование, ритмика, игра на музыкальном
инструменте, музыкальные игры. Эти деятельности в разной степени помогают
освоению нотных знаков, как обобщенных символов, они придают им конкретную и
наглядную форму. И, наоборот, сами нотные знаки помогают осмысливать
музыкальную деятельность, они как бы обобщают музыкальный опыт. Музицируя,
ученик неизбежно сталкивается с устройством инструмента, расположением струн и
ладов; манипулируя ими, он отличает различия их звучания и естественно входит в
новый для него мир музыкальной азбуки. Внедрение музыкальных игр в практику
позволяет, с одной стороны, наиболее полно реализовать игровой потенциал
заложенный в ученике. С другой стороны, учебно-игровые ситуации способствуют
тому, что с наименьшими временными затратами удается усвоить значительный объем
конкретных знаний.

   На
первый план выдвигается учебная деятельность, организуемая через игру, и
посредством этой игры реализуемая. В музыкальных занятиях для детей нередко
утомительно постижение нового теоретического материала – сведений из области
музыкального языка. Но как бы то ни было, не нужно избегать музыкальных терминов. Напротив, такими словами как мелодия, такт, темп, аккомпанемент, ритм и др. нужно пользоваться систематически в процессе работы. Слова имеют громадное познавательное и практическое значение, но не нужно сразу давать детям много «определений», заучивание правил приносит больше вреда, чем пользы. Важно чтобы ученик сталкивался с любым явлением раньше, чем он узнает его название. Тогда новые слова и предметы станут для него названием знакомых вещей, он легко поймёт его значение и научится правильно пользоваться этим. Помня об этом, опытный педагог стремиться преподнести
новое, опираясь на зрительные и слуховые ассоциации, прибегая к игре. Понимая и
используя в процессе обучения такие методы, преподавателю будет доступнее
донести до ученика необходимые знания при изучении нотной грамоты.

  На
первом уроке автор знакомит
ученика со словом и понятием «ноты»: это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Слова мы записываем буквами, а музыку – нотами. Графический «облик» нот запоминается детьми сразу – ведь это по-разному закрашенный и по-разному оформленный кружок – с палочкой, хвостиком и др., также нужно
объяснить, что ноток всего семь, и они «живут» в «домике», состоящий из пяти линеечек – «этажей», которые считаются снизу-вверх, к этим пяти можно «надстраивать» и добавочные линейки, которые можно надставлять как сверху, так и снизу – на нотном стане или нотной строчке, на которой они
записываются.

  Следующий этап – изучение длительностей
нот. Предлагаем ученику игру «Паровозик» (нотки из «домика» отправились в
путешествие) - нотная строка изображена в виде «паровозика», где сам
«паровозик» – это первый такт с изображением скрипичного ключа и размером, и за
ним прицеплены следующие такты-«вагончики». В «паровозике» едет большой и
толстый «машинист»-половинная нота, которая занимает весь «вагон»-такт. Во
втором такте-«вагоне» едут двое «молодых учеников машиниста» - четвертные ноты,
которые «худее» «машиниста» в два раза. И так далее – третий такт-«вагон» едут
четыре «пап или мам» - восьмые ноты, в четвёртом – восемь «ребят» -
шестнадцатые ноты. 

  Параллельно этой игре предлагаем
известную среди преподавателей игру «Разрежь яблоко» (начиная с «целого яблока»
- целой ноты – «разрезаем яблоко» на «дольки»: половинные, четверти и т.д.). Все эти объяснения проводятся в игровой форме и будет правильным, когда ученик сам будет записывать эти
примеры в нотной тетради.

   Далее
проходит непосредственное изучение нот второй октавы, которые расположены на
первой второй и третьей струне гитары. Для
закрепления темы предлагаем ученику выполнить ЗАДАНИЕ № 1, которое исполнено в
форме загадок. Далее выполняем ЗАДАНИЕ № 2, и продолжаем изучение длительностей
нот: например, из выполненного ЗАДАНИЕ № 2 
ноту ми  превратить в другую
длительность, используя штили, и др.), и импровизируя, усложнять задание,
задавать встречные вопросы, чтобы выяснить «пробелы» в изучении, и еще раз,
если нужно, объяснить ученику как правильно.

   Новый этап обучения – это
непосредственно запоминание нот на грифе гитары (3.0). Для этого нужно проигрывать простейшие «считалки-игралки» из
двух нот, и одновременно их пропевать. Такое действие способствует
механическому «мышечному» и графическому «зрительному» запоминанию расположения
нот на грифе гитары. Также при интонировании развивается музыкальный слух
ученика и происходит раскрепощение сознания – многие ученики, особенно старшего
возраста просто стесняются петь, и им бывает трудно преодолеть этот
психологический барьер. Далее можно приступать к освоению нот первой и малой
октав (0.4-0.6) – при изучении нот
первой октавы желательно освоить начальные навыки игры гаммы C-Dur
(об этом подробнее будет описано в следующем разделе). В ПРИЛОЖЕНИИ ДЛЯ ТЕМЫ №
2 можно будет узнать несколько прогрессивных способов запоминания нот, а в
ПРИЛОЖЕНИИ ДЛЯ ТЕМЫ № 7 –  более детально
разобрать изучение понятия метра и размера.         

    Тема (8.0) раскрывает широкое поле деятельности для творческой фантазии
преподавателя. Автор приводит несколько примеров ритмических упражнений – от
более простых к более сложным. На основе примеров из ЗАДАНИЯ № 9 преподавателям
можно предложить ученикам самим придумывать подобные упражнения, записывать их
в тетрадь и исполнять на уроках. Ритмические упражнения вносят неоценимый вклад
в развитие начинающего гитариста. Это способ практического овладения понятиями
через действие и общение вне конкретных знаний. В игровой форме ученик получает
ритмическую "партитуру", где каждая длительность воспринимается им не
своем значении, а как графический символ, соответствующий
продолжительности хлопка. При этом главная задача ученика – звуковое
воспроизведение ритмического рисунка посредством хлопков ладошек и ударом ноги.
Конечный результат – овладение ритмом, выраженным через знак (целая,
половинная, четверть и т.д.) – для него не только не обозначен, но и не выявлен
на уровне сознательного. Очень важна его фиксация в подсознании. Интересно в
этой ритмической игре не столько осознание ритмических единиц от целой до восьмой,
столько слуховая раскрепощённость ученика, его раскованность, синхронную
координацию движений и  умение
переключаться со своей "партитуры" на другие, ловко и быстро изменять
заданную ритмическую сетку. Польза таких упражнений на начальном этапе обучения
просто исключительна - у учеников развивается чувство ритма, пульсации,
осваиваются простые размеры и соотношения длительностей.