Основы электрогитарного звука. Часть 5. А все же - зачем гитаристу усилитель?

Людей с электрогитарой можно разделить на две категории-одни из них пользуются тем, что есть на рынке, вторые берут напильник, паяльник, отвертку, осциллограф и прочий хлам по части механизации и начинают чего то изобретать.  Первые склоняются в сторону вершения музыкальной революции, вторые-к технической, хотя есть и исключения. Просто вторые лучше усвоили сопромат и теоретическую механику на первом курсе института, вот и любят поковыряться с отверткой в своем оборудовании. Ну и иногда они задаются вопросом-почему в ряде случаев используется чаще всего имено вот такое техниеское решение? Иногда они предлагают совершенно новую концепцию.

Меня, как человека выросшего в среде радиоинженеров ввергло в недоумение заявление многих уважаемых мной гитаристов, о том, что усилитель должен быть имено ламповый, имено гитарный, и главное-звук электрогитары следует снимать микрофоном  с динамика гитарного усилителя, других вариантов не существует.  Что ж, надо сказать, такой способ зарекомендовал себя хорошо. Но все таки мне всегда казалось нелогичным двойное преобразование электрического сигнала в механические колебания, которые в свою очередь преобразовываются обратно в электрический сигнал. Я был уверен, что этой процедуры можно избежать. И вот тогда я задумался-а нужен ли гитарный усилитель вообще?

Мы настолько привыкли к тому, что без него не обойтись, имено в него мы включаем свой инструмент.  Но по большому счету-это был первый прибор для работы с электрогитарой, и мы привыкли к этому, не задумываясь о том, что технических вариантов решения может быть великое множество.  Я помню  времена, когда я пользовался педалями перегруза, включенными напрямую в линейный вход звукозаписывающих устройств или бытовых усилителей. Собственно такая концепция мне и виделась с самого начала-сигнал шел по цепи от гитары через приборы обработки звука на линейный вход, однако результат оставлял желать лучшего. Наковырявшись вдоволь отверткой в усилителях я понял, почему такая схема не работала на практике-зачастую педали перегруза проектируются для использования их в цепи перед  гитарным усилителем, поэтому в сигнал, выходящий из этой педали в дальнейшем  вносится окрас звука самим усилителем.  Выходит, для того, чтобы подключить ся в линию, надо всего лишь смоделировать цепь, по которой проходит сигнал от гитары до линейного входа.  Итак, по порядку,  сигнал проходит через предварительный и оконечный усилители, громкоговоритель, микрофон, предварительный усилитель микрофона, после чего он подается на линейный вход.  Предварительный усилитель микрофона можно в принципе исключить из цепи, его задачей является лишь усилить слабый сигнал микрофона, он не вносит в сигнал сколько либо ощутимого окраса, да и зачастую он встроен в микшерный пульт. На всех остальных участках сигнал видоизменяется, даже выбор микрофона может кардинально изменить звук вашей гитары. Ну а теперь, когда мы знаем, чего хотим...ну да, мы не инженеры, чтобы разрабатывать новые приборы-поищем готовые варианты.

Многие фирмы выпускают свои приборы, которые имеют возможность подключить ся напрямую к микшерному пульту или записывающему устройству, на случай если у вас не будет под рукой гитарного усилителя.  Среди моей коллекции педалей был как то Hot Rod Rock Distortion от компании Digitech, мне нравился характер его звучания. У этого дисторшна было два выхода-для усилителя и линейный выход . Правда второй выход не впечатлял. Думаю, просо в компании Digitech никто не думал над тем, чтобы довести его до ума, разработчики просто скептически вычислили, что динамики гитарного усилителя зачастую имеют частотный диапазон от 80 до 5000 герц, и просто срезали высокочастотный диапазон на линейном выходе, вроде как похожий процес будет происходить с сигналом в самом усилителе. Ну или они порешили, что все равно этой функцией никто пользоваться не будет, так что в целом дисторшн получился хорошим, с никому ненужной дополонительной функцией. Ну или я просто не сумел с ней подружиться. На самом деле подобных вариантов дополнительного выхода очень много, но в большинстве случаев это  выполнено так, что в этом чувствуется какая то сурогатность-использовать можно только в том случае, если у тебя нет другого выхода.

В 2010 году я стал счастливым обладателем усилителя Vetta 2 от Line 6, прибор был просо сногсшибателен, на момент выхода он стоил почти 2000 уе, и я не думал, что когда либо доведется его увидеть вживую.  По функциональности он был просто невероятен, плюс у него имелись всевозможные выходы, включая симметричные DI и линейные. И вот тут у меня появилась возможность сделать несколько экспериментов, записав одну и ту же фонограмму с разных источников и сравнив результаты. Каково же было мое удивление, когда с DI выхода я получил аналогичный результат, как и с педалей перегруза, включенных в линию. Далее я поэкспериментировал с динамиками, заменив штатные на аналогичные, но с частотным диапазоном с 40 до 12 500 герц.  В конце концов я убедился, что гитарная колонка, которую любят называть гитарным кабинетом-это тоже важная часть гитарного звука. При всем техническом великолепии усилителя Vetta 2 его проектировали для работы с кабинетом, хотя к слову-в нем была заложена возможность воссоздать эмуляцию 27 классических гитарных кабинетов, что позволило бы записывать с линейного или DI выхода усилителя,вот только звук гитарной колонки, которую мы воссоздали проходил бы через вторую колонку, к которой этот усилитель был подключен, получилась бы двойная обработка сигнала, в результате получалось нечто бессмысленное-все таки мы хотим слышать результат того, чего мы играем, и желательно в неискаженном виде, так что если бы его пришлось использовать на сцене, то снимать сигнал пришлось бы микрофоном, по старинке, и DI выход не при делах, либо снимать с DI выхода, предварительно включив эмуляцию кабинета, но при этом слушать готовый результат с пульта на мониторах, и ни в коем случае не подключать к гитарной колонке, что тоже нелогично, ибо зачем в таком случае мне 20 килограммовая болванка с 300 ваттным выходом? Но это все сподвигло меня к моей окончательной покупке-POD HD 500 от Line 6. На самом деле я очень рад, что существует эта фирма, у них много иновативных идей в области гитарного звука. Почему я так упорно искал замену гитарному усилителю? На сегодняшний день мы пришли к тому, что усилитель перестал быть средством, делающим гитару громкой, нынче это прибор для обработки звука, вносящий свой окрас. Правда прибор очень большой и тяжелый, а с некоторых пор меня интересует компактность. Стенка, составленная на сцене из усилителей Маршалл смотрится весьма эффектно, но у меня нету грузовика для ее транспортировки. Да и таскать за собой от 50 килограмм аппаратуры объемом в кубометр не совсем то, как я представляю себе подготовку к концерту. Тем более что в большей части этого кубометра все равно будет пустое пространство с четырьмя динамиками. Так что новое приобритение стало неотъемлимой частью моего оборудования. Из плюсов-вес не больше 6 кг, металлический прочный корпус, большая функциональность, сделано надежно, куча входов и выходов, минусы-достаточно сложное программирование, требующее определенного навыка, и самое обидное-мне категорически не понравилась эмуляция кабинетов. Может я не совсем сумел подружиться с этим аппаратом, например группа Garbage, на счету которых саундтрек к фильму о Джеймсе Бонде «И целого мира мало», выкинула усилители и отправилась в турне с этими приборами,  их отзывы более чем положительные, они сэкономили кучу денег на транспортировке оборудования и кучу времени, поскольку это оборудование не надо отстраивать, можно подключиться и играть, если конечно, позаботился об этом заранее и сохранил все свои настройки. Плюс, исключив лишние микрофоны, которыми традиционо снимается звук с гитарных усилителей на сцене стало гораздо проще, никаких свистов и фонящий микрофонов, заводящихся от обратной связи. Что и говорить-прибор действительно интересный, но мне не пришелся по вкусу ни один из вариантов эмуляции кабинетов. Но выход нашелся в виде спикер симулятора Torpedo C.A.B  французской фирмы Two Notes, кстати, один из немногих приборов, на котором красуется надпись Made in France, а не Made in China. По большому счету-это не просто эмулятор колонок, но и эмулятор оконечного каскада гитарного усилителя, с возможностью выбора типа виртуального микрофона и расстояния между микрофоном и динамиком усилителя, а также его направления. При помощи этих двух приборов я сумел добиться того самого аутентичного звука гитары, которого хотел. Эти приборы очень помогают в студийной работе. Конечно прибор Torpedo С.A.B создавался по принципу-кому и командная строка-дружественный интерфейс. Я всегда теряюсь в догадках, сохранил ли я все настройки или нет и как мне подружить этот прибор с другими при помощи миди подключения? Но надо отдать ему должное, результаты впечатляют. Поглядев демонстрационные виде в ютубе я обнаружил, что многие подключают к нему простые педали перегруза, добиваясь при этом отличного звучания. То, что я пытался проделать в свое время. Сигнал с педалей перегруза окрашивается этим прибором так, как окрашивался бы гитарным усилителем. Впервые за все это время я пожалел, что продал свой дисторшн от Digitech за ненадобностью. У этого прибора есть еще одна функция, о которой я расскажу несколько позже. На этом этапе хочу лишь сказать, что приборы, эмулирующие полную цепь сигнала, через которые проходит гитарный звук есть не только у Line 6, на рынке появились такие продукты как приборы серии G от Zoom, Tonelab от Vox, Mustang от Fender, Eleven от Avid и любимый многими музыкантами  Axe FX  от Fractal Audio. Но вышедьший недавно немецкий аппарат Kemper Profiling Amplifier раздвинул границы. Во всех вышеперечисленных аппаратах эмуляция легендарных усилителей заложена с завода, в некоторых она сделана лучше, в некоторых хуже, но во всех аппаратах гитаристу предлагают какое то количесвто возможностей, хотя по большому счету, этих возможностей настолько много, что ни один гитарист не будет считать себя обиженным. Kemper предложил не моделировать звук, а «запомнить» его. Скажем, понравился вам звук усилителя Mesa Boogie, который стоит у друга дома, вы подключаете к нему свой Kemper, перед Mesa Boogie ставите микрофон, Kemper посылает сигнал на Mesa Boogie и анализирует характер полученного результата. После чего он предлагает сыграть несколько аккордов-видимо для окончательной корректировки-и вот ваш Kemper звучит как Mesa Boogie. Ввиду ограниченности финансов я так и не добрался до этого аппарата, но технология впечатляет. Счастливые обладатели утверждают, что копия звука получается чище и прозрачней оригинала, причем на удивление-все параметры оригинального усилителя регулируются и в воссозданном звуке. Плюс ко всему-все эти настройки можно сохранить на копмьютере в виде файлов, ну и соответственно-обмениваться по интернету. Кстати-аналогичной функцией, о которой я обещал рассказать, обладает и Torpedo C.A.B -- возможностью воссоздания своей собственной эмуляции понравившейся гитарной колонки.

 

Следует упомянуть, что такой способ воссоздания звучания гитарных усилителей всем хорош, однако для того, чтобы слышать результат, требуются дополнительные акустические системы, желательно с нейтральными характеристиками. Лично я для этого приобрел сценический монитор, но все настройки производил при помощи студийных колонок. В студии всегда можно обойтись наушниками или имеющимися в распоряжении колонками, ну или подключить дополнительный монитор, если хочется выделить свой инструмент не вмешиваясь в настройки микса. А на сцене всегда можно обойтись мониторами. Ну и раз уж заговорили о студии-в последнее время широкое распространение получило программное обеспечение.  Гитара подключается напрямую к аудиоинтерфейсу, в секвенсон записывается чистый сигнал, который после этого обрабатывается плагинами. Насколько хорош такой способ-сказать сложно-я им не пользовался. На это есть несколько причин, во первых-я люблю железяки с кнопочками, лампочками и крутилками, и может отчасти сентиментален, или консервативен, но все таки-я люблю создавать гитарное звучание внешними приборами. Хотя скорее всего, будучи в составе группы Wildness я принимал участие в демо записи пары песен. Довелось мне попользоваться аудиоинтерфейсом UX2 от Line 6. Сам прибор имеет два микрофонных входа с поддержкой фантомного напряжения, пару линейных входов, и по моему-один инструментальный, расчитаный на подключение электро и бас гитар. При помощи UX 2 можно сделать качественную запись, которую вполне можно применить в профессиональной звукорежиссуре, а в качестве бонуса в него зарядили кучу софтовых эмуляций различных усилителей и эффектов. Их мы и использовали для демо записи. Работали они великолепно, но все таки создавалось ощущение нереального звучания, добиться такого же качества как на записях тех же Лед Зеппелин мне не удалось. Правда это было 6 лет назад, уже тогда было видно, что это вполне можно доработать, после чего все свои железки можно будет закинуть на чердак вместе с дедушкиным радиоприемником. Но с тех пор я не занимался вопросом воссоздания гитарного звука при помощи софта, хотя видел, как успешно с программой Guitar Rig работает бывший КВНщик, а нынче телеведущий Александр Пушной. За его авторством есть отличные пародии на Rammstein, AC/DC, или рок-обработки старой доброй советской эстрады или русских народных песен. При всей своей пародийности звучание у песен вполне профессиональное, сделано целиком в его домашней студии при помощи софта. Любители могут посмотреть его ролик «тест гитар Gibson», состоящий из двух частей. Но пожалуй одна из причин по которой я не люблю использовать софт-это ощущение того, что меня надувают. Секвенсоры, нотные редакторы, плагины стоят как половина хорошей электрогитары. А это все таки третья часть, а иногда и половина моей месячной зарплаты. А тебе за эти деньги вручают файл, или набор файлов от 500 Мб до пары гигабайт на диске, который может поцарапаться. При этом на софт, в отличии от прочих товаров не распространяется гарантия, если мне категорически не понравился продукт, я не имею права его сдать, как в случае с другим товаром. А в случае с софтом для воссоздания звука электрогитары это может быть актуально-далеко не все компании составляют адекватные алгоритмы, нарваться можно на что угодно. Ну и в целом я не совсем понимаю, почему софт должен стоить таких бешенных денег. Понятно, что над ним тоже работали люди, и им за это платили зарплату, но вот к примеру, для того чтобы создать тот же мултиэффект серии HD в компании Line 6 тоже инженеры голову ломали. Плюс ко всему они затратили местами невосполнимые природные ресурсы, материалы и прочее, а стоит он дешевле набора нулей и едениц. Правда есть один положительный момент-пиратство. С одной стороны-это считается нелегальным, с другой стороны-это процесс, который невозможно остановить. Копировать и распространять цифровые продукты стало очень легко,  и как бы с этим не боролись, со временем это будет только развиваться. Есть надежда, что вскоре компании будут вынуждены продавать свои продукты по более разумной цене. Ну а на сегодняшний день всегда есть возможность попробовать взломаную версию софта, хотя бы с целью оценить, нужен ли он вам.