Основы электрогитарного звука. Часть 1. Зачем гитаристу лампы?

Думаю, многие
знакомы с такой ситуацией-в раннем детсве наблюдаешь за своими любимыми рок
кумирами, и однажды решаешь обзавестись электрогитарой. Однако в этот момент
особо не задумываешься-а что с ней делать дальше. Дома появляется кусок
деревяшки, который не имеет звука. Пытливый ум подсказывает, что она
электрическая, стало быть ее надо подключить к чему нибудь. Нередко в
музыкальных центрах обнаруживается вход с надписью инструмент, или AUX. Иногда с первой попытки, иногда с
помощью адаптера, но мы умудряемся состыковать два этих устройства. И-о чудо-в
динамиках появляется звук. После первой волны радости в связи с удачным
экспериментом у нас наступает разочарование-хочется легендарного жужжащего
звука, а у тебя нечто непонятное.  В
какой-то момент мы узнаем, что есть специальные приборы, придающие гитаре
жужжание, включаемые ногой, называемые педалями.  На радостях мы покупаем это чудо и следующие
пол года или год живем счастливо.  А
потом начинается новая волна творческого поиска звука-гитара упорно не желает
звучать так, как на записях легендарных музыкантов.  В один прекрасный день мы встречаем более
опытного гитариста, который все расставляет на свои места, а именно-предлагает
обзавестись ламповым усилителем.  И вот
мы отправляемся в магазин, пробуем какой нибудь Маршал, и –вот оно, то самое
звучание, которое так долго искал. Через пару лет у нас появляется свой
собственный усилитель, своя группа и первое выступление в приличном клубе с
адекватным звукорежиссером, который ставит перед динамиком вашего усилителя  микрофон Shure sm 57, поясняя, что
именно это является залогом твоего хорошего звука, концерт проходит на ура,
отныне все в этой жизни просто и понятно. Ты продолжаешь обзаводиться
оборудованием, но уже с полным осознанием принципа работы.  Отныне ты сам консультируешь молодых
музыкантов-хочешь чтобы твоя гитара хорошо звучала-купи ламповый усилитель и
снимай звук с динамика микрофоном.
Увы-такая консультация меня в свое время не удовлетворила, поскольку я вырос в
семье радиоинженеров и некоторые технические решения меня несколько смутили.
Во-первых-лампы. По сути-это первая удачная попытка создать полупроводниковый
элемент, принцип действия идентичен-ток протекает в одну сторону, как и у всех
полупроводников, есть управляющий электрод, при помощи которого можно
контролировать процесс протекания тока. Недостаток ламп-большая энергоемкость,
большие габариты, проблемы охлаждения, ну и зачастую высокое напряжение. Почему
следует их использовать для электрогитарного звука? На этот счет есть куча теорий,
порожденная в основном фантазиями гитаристов, а не инженеров, так что нет
смысла перечислять их всех.
Ну и второе-зачем  снимать звук именно
микрофоном? У нас есть электрический сигнал, который мы преобразуем в
механические колебания, а затем снова в электрический сигнал, каждое
преобразование вносит свои искажения. Ответов я на эти вопросы не нашел, так
что пришлось ставить эксперименты самому. 
Понимание проблемы пришло после того, как я изучил историю
электрогитарного звука.
Начнем с тридцатых годов. Транзисторов еще не было, звуковоспроизводящая
аппаратура была развита не настолько хорошо как сегодня, это заметно по старым
фильмам. Именно в это время гитаре решили добавить громкости электрическим
способом.  Задача была именно
такая-добавить громкости, а не создать новое звучание. Однако аппаратура того
времени добавляла в звук некоторые нежелательные искажения, которые пришлись по
вкусу гитаристам.  В это же время
произошел большой рывок в звукозаписи. 
Однако эксперимены в области звукозаписи и в электрогитарном звуке
развивались отдельно друг от друга, проще говоря-никто не задумывался над идеей
создания универсальных подключений, чтобы состыковать два принципиально разных
прибора-эдакий звукорежиссерксий USB из шестидесятых. Так что единственным способом  оставить на пленке тот самый звук, ради
которого гитарист и приобрел свой любимый усилитель,  был микрофон, поставленный перед  динамиком.  Эта схема стала традиционной, так что нет
смысла перечислять музыкантов и их творения, ставшие уже легендарными, которые
были записаны именно таким образом.
Продолжение следуетЪ....

Поделитесь этой информацией

Комментарии

А когда продолжение последуетЪ? И чего креативщикам все еще не хватаетЪ?(еще креативу)?

У креативщиковЪ правильнописание хромает. Оно хорошее, только почему-то хромает. 
А продолжение будет после концертов, репетиций и студийной работы :)

 

Опять загадки какие-то. Ну и нельзя ли было аккуратнее текст набирать - есть же и красные строчки и столько пустого места не надо оставлять . Ну а вообще я рада , что ты Leo взялся за блог -давно пора.

Гидэ загадки? Какое пустое место? Я опять что то пропустил? Вроде текст набирал как обычно, без зазоров и премудростей, нажал "сохранить", текст сохранился в читабельном варианте-по крайней мере у меня.

Да вот загадок всегда полно Leo. Ну да напишу об этом в личку лучше. А где Ром давненько он на сайте не появлялся.

А вот народ еще загадка " А правда , что в Беларуси есть еще запрещенные рок-группы или это ушло в прошлое?"

В основном интересно мнение кретивщиковЪ.