Ошарашивание децибеллами

На последнем концерте, где выступал наша группа Seven Nails я почувствовал себя рок-звездой-упал на диван в гримерке с бутылкой пива в одной руке и инструментом в другой, и даже не порывался сделать попыток выйти в зал и потусить с народом до того момента, когда нам надо было выходить на сцену.  Причины были две:

-Это был небольшой фестиваль, на котором играли группы с окрестных мест. Ребята  в целом  играли на высоком уровне, но по большому счету ничего нового не создали в музыкальном плане. Много молодых музыкантов пытаются играть в стиле кого то, у них нету своего индивидуального почерка, так что со временем у меня пропадает интерес к такого рода мероприятиям. Ну-это ладно, не всем дано стать Бетховеном, Ленноном или Блэкмором. Но основная причина-это то, что нынче принято именовать хорошим звуком. А по сути-это ошарашивание публики набором децибел.

Уж так сложилось, что музыку я слушал разнообразную, началось с Битлов, перерасло в Пинк Флойд, а там и до Зеппелинов, Мэйденов, и прочих Slayer'ов недалеко. А учился я играть классическую музыку-правда гитарную- Каркасси, Джулиани, Сор, но и обработки Баха присутствовали. Ну и заодно постепенно и классическую музыку слушать стал. Правда все на дисках. Ну и чего таить-Megadeth всегда воспроизводился  у меня громче, нежели Рахманинов.

А концерты я стал посещать уже будучи совершенолетним. Уж так сложилось-в средней Азии, где я вырос, как то туго было с культурными мероприятиями. Причем самый первый концерт, на котором я был, это было выступление Арии.  В Берлине. Но зато я впоследствии старался не пропустить ни одного концерта, на который мог только попасть. Список концертов, на которых я побывал получился внушительный-Nightwish (причем еще с Тарьей на вокале), Scorpions, Nazareth, Deep Purple, Gary Moore, Heaven and Hell (эдакий Black Sabbath с Дио), Axel Rudi Pel, Gotthard, Winery Dogs,  а вместе с гламурными дедушками из семидесятых-группой Sweet мне посчастливилось играть на одной сцене в составе Wildness, которая открывала тот концерт.

 

Конечно, поначалу я радовался, что у меня появилась возможность вживую увидеть тех, кого раньше мог слышать на поцарапанном виниле фирмы «Мелодия», но со временем мне это перестало нравиться. После концерта-впрочем как и после репетиций- у меня появлялся свист в ушах. Я понимал, что при такой нагрузке я буду к 40 годам как Бетховен, причем не столько талантливым, сколько глухим.  С недавнего времени я вообще начал резко отрицательно относиться к излишне завышенной громкости. А всему этому предшествовали два эпизода. Первое-посещение концерта Blackmore’s Night, на котором Ричи и Кэндис представили программу из двух частей. В первой части-акустические вещи, тот самый фольк – рок с примесью ренессанса, а во второй части Ричи вышел со стратокастером, и тут уже он заметелил все то, что играл в Deep Purple и Rainbow, закончив концерт, конечно же,  хитом Smoke on the water.  Вторая часть начиналась с соло на ударных, включая игру в две бочки. Громкость на концерте была более чем умеренная, что не снизило экспрессии музыки. Это был первый раз, когда я задумался-а возможно ли играть музыку не на громкости, граничащей с болевым порогом?
Ну и второе событие-это мое вступление в ряды мандолинового оркестра из Эттлингена. Пошел я туда повысить свою квалификацию в 2010 году, с тех пор так и являюсь постоянным участником. В 2011 оркестр решил создать программу Classic meets rock, где среди всего прочего мы впервые исполнили произведения Металлиги, Карлоса Сантаны, Гари Мура и Пинк Флойд. С тех пор многие произведения из поп музыки являются неотъемлемой частью репертуара оркестра. Для исполнения этих произведений на концерты специально приглашаются солисты-барабанщик, электрогитарист, басист, иногда клавишник. Узнав о смерти Джона Лорда, дирижер предложил в память о великом человеке сыграть...Child in Time.  Записи, к сожалению, не сохранилось , но это было действительно гандиозно, включая пятиминутное соло Ричи. К сведению-оркестр выступает с минимальными техническими ресурсами, еще ни разу за мое присутствие на сцене не было мониторов, звук достаточно тихих щипковых инструментов-это все, что мы имеем. При этом и электрогитарист, и барабанщик  в состоянии играть так, чтобы не заглушить своей громкостью тихие инструменты. Микрофоны на сцене присутствуют, но в крайне малом количестве, и те лишь для того, чтобы передать звук в зал. При этом музыкальная мысль не теряется, экспрессия тяжелого рока как была, так и осталась. Кому я ни рассказывал, никто не верит, что это возможно. Кстати, оркестр выступает далеко не всегда в идеальных помещениях, на моей памяти интересный звук был в концертном зале «Эстония» в Таллине и в телестудии немецкого канала SWR, где нам довелось поучаствовать.  Кстати, в студии оснащение звуковым оборудованием было решено совершенно иным способом, чем во многих других помещениях-громкоговорители были расположены под потолком  по всей площади легендарным квадратно-гнездовым способом на расстоянии примерно в двух метрах друг от друга, так что звуковое поле было одинаково в любой точке помещения. На концертах обычно наблюдается иная картина-у сцены недобор одних частот,  у колонок-вообще какая то звуковая каша, дальнем углу наоборот перебор из за отражения звуковых волн о стены, а у пульта обычно то, что зукорежиссер подразумевает под хорошим звуком. Но в целом, громкость стала уже чем то вроде традиции, мои ученики для домашних занятий покупают 150 ваттный усилитель, а их заветная мечта-выйти на сцену, на которой в ряд стоят штук десят маршалов. Это уже стало настолько привычным, что я иногда наблюдаю такую ситуацию на саундчеке-гитарист выкручивает на своем усилителе громкость на такой максимум, что по большому счету в не особо большом клубе больше подзвучивать ничего не надо, оно и без того настолько громко, что слушать это можно только плотно закрыв за собой дверь. А гитарист говорит звукорежиссеру-я себя плохо слышу, можешь дать мне мою гитану на монитор? И вот, идя на концерт мы берем с собой ушные затычки.  Является ли это хорошим звуком? Субъективно громкий звук воспринимается  как  хороший, но когда после него остается свист ушах, а в бешенном реве плотной фонограммы теряются все нюансы тембра, фразировки и прочие мелочи, которыми мы пытаемся обогатить музыку, то соответсвенно вопрос-что это? Конечно, переубедить целую эпоху невозможно, так что приходится самому играть на очень громком звуке-ну или быть готовым выкрутить ручку громкости на максимум. Конечно, энергетика живых выступлений-это нечто, возможность  воочию увидеть любимых музыкантов ни с чем не сравнить, плюс лично у меня в качестве сувениров хранятся медиатор Тони Айомми и палочка Майка Портного-артефакты, которые любят разбрасывать музыканты со сцены. Но на всех этих концертах звук был с бешенным перебором по громкости. И вот вопрос-зачем мы посещаем концерты? Послушать музыку или поорать вместе с народом, когда нас подбрасывает новая волна инфразвука? 

Комментарии

Я тоже была как-то на концерте - уши потом на 2 дня заложило -как в самолете на взлете. Это случилось как раз по причине излишних децибеллов. А концерты зачем? Ну как ? А чем же еще музыканты будут деньги зарабатывать?

Сам же писал -бабло движет всем и всеми. А если рок-концерт вдруг будет очень тихим-то это будет не рок:)

Выражение-тихий рок-это не рок это такой же стереотип, что если ты не наркоман, то ты и не рокер. 
Рок зародился очень давно. Первопроходцами были Элвис Пресли, Чак Берри, Карл Перкинс....да мало ли их там. То что было до них с историческо-музыкальной точки зрения тоже важно, но я беру период активного внедрения электрогитары. В большинстве случаев они выступали по старинке-без электрических средств усиления. То есть-барабаны-самый громкий инструмент-на концертах никто не думал микрофонировать. Впрочем как и электрогитару. Да и усилители тогда были максимум 15 Ватт. И на удивление-этого хватало по самое не хочу. Причем имено с такой аппаратурой Битлз выступали на стадионе Шеа перед 50 тысячной аудиторией-рекорд на тот момент. Проблема была в том, что фанаты бились в истерике от самого факта, что попали на концерт любимой группы. По словам самих битлов, они из за крика толпы не слышали чего они играли. Ну-не придумали на тот момент мощной многокиловаттной аппаратуры. Но факт был фактом-надо было чего то изобретать, чтобы переорать толпу, тем более техника развивалась стремительно. Вот и напридумывали. И настолько удачно, что новое поколение, выросшее нынче по другому музыку вообще представить не может. Ну в крупных городах уровень шума сам по себе высок, так что мы к этому привыкли. А дальше просто понеслось-вот мы с собой на концерт в Вену взяли звукорежиссера, приехали в ооочень скромный клуб, а там стоит оооооочень скромный микшерный пульт. Звукорежиссер впадает в панику-что можно им сделать? Я. осмотрев клуб, спрашиваю-а зачем что то вообще делать? У помещения объем такой, что там нафиг ничего подзвучивать не надо. Звукорежиссер заявляет-надо, ибо ВСЕ ТАК ДЕЛАЮТ. То, о чем я пытался порассуждать-играют громко потому что мы привыкли, что ВСЕ ТАК ДЕЛАЮТ. не зависимо от того-надо это или нет. Насчет денег я могу возразить-если откринуть пару киловатт, которых нафиг не нужно, то и затраты уменьшатся, чем не мотиватор? Думаю-придется мне еще дополнительно статью написать, о сужении динамического диапазона. Просто на сегодняшний день я потерял интерес к тусовкам, концерты в небольших заведениях-это хорошо, но вот когда коллеги по группе или друзья зовут на крупные фестивали вроде Wacken или Summer Breeze, я им отвечаю-только в качестве выступающих, но не иначе. Нету у меня желания тереться среди 60 тысяч людей, когда громкость будут наруливать так, чтобы на открытом пространстве все это долетало до последних рядов.