Некоторые особенности «гитарной аккордики». Интродукция.

  Уважаемые гитаристы! Эти заметки посвящены теме, которая в той или иной степени волнует каждого исполнителя – будь то начинающего или профессионала. А именно – как быстро, надежно и, по-возможности без лишних усилий найти и взять необходимый аккорд. Надеюсь, что моя большая практика в этом вопросе покажется вам интересной и полезной. Употребление непривычного термина «аккордика» оправдывается тем обстоятельством, что изложение аккордов на гитаре существенно отличается от других инструментов и заслуживает отдельного серьезного разговора или научного подхода.

  Но, в начале своих заметок хочу позволить себе некоторое несерьезное лирическое отступление, навеянное воспоминаниями детства и ранней юности. Ваш покорный слуга, как и миллионы советских мальчишек и девчонок, родившихся еще при Хрущеве, мечтал иметь гитару и, конечно, научиться играть на ней. Взлет популярности «шестиструнки» пришелся на эпоху группы «Битлз». Не имея никакого понятия как на ней правильно играть, любой обладатель волшебного инструмента знал, что нужно уметь «бить» аккорды. А если начал бить - покажи другому. Вот так и учились друг у друга чему-нибудь и как-нибудь. Само слово «аккорд» было таинственным и магнетическим, указывающим на принадлежность к касте «посвященных». Классы гитары в музыкальных школах средних и небольших городов Советского Союза открылись значительно позже. Отложенный спрос на учебу был огромным, но возможностей не было. Этим все и объяснялось. С раннего детства названия аккордов мне запомнились не их буквенными обозначениями, а словечками иного происхождения. Не просвещенные в вопросах музыкальной терминологии гитаристы всех мастей хорошо знали такие обозначения, как: «лесенка» (С), «перехват» (C7), «горочка» (нижняя - Dm, средняя - Am и верхняя - E), «дракончик» (B7), «раскоряка» (G), «поперечный» (A), «стрелочка» (вперед-D, назад-D7) и т.д. Думаю, что в различных местах большой страны они назывались по-разному, но так было понятно и удобно в общении. Но общее просторечное название всех аккордов в первой позиции сохранилось и поныне – «блатные». Лично я всегда был против такого словечка, но тогда гитара напрямую ассоциировалась с хулиганами  и прочими темными личностями. Такова история и ничего не поделаешь. 

  Конечно, эти детские воспоминания сейчас кроме улыбки ничего вызвать не могут. Но вот что странно, уже будучи «грамотным» гитаристом, я не переставал время от времени слышать из уст вполне профессиональных музыкантов такие эпитеты в адрес аккордов, что волей-неволей вспомнишь детство золотое. Причем эмоциональное слуховое восприятие затрагивает почти все органы чувств человека. Оказалось, что аккорды бывают: «вкусные», «пресные», «депрессивные», «смачные», «дебильные», «тупорылые», «блестящие», «дегенеративные», «розовые», «голубые», «вонючие», «жестокие», «колючие», «тошнотворные», «вопящие», «снотворные», «неберущиеся», «противные» и т.д. и т.п. Больше всего смеялся, когда услышал: «Что ты лепишь противозачаточными аккордами!» Комментарии излишни. Ненормативную лексику в адрес нашего предмета даже не упоминаем – тут блатная «феня» просто отдыхает. Все вышеизложенное говорит о неподдельном интересе музыкантов к затронутой мною теме.

  Если серьезно, то гитаристам приходится особенно нелегко в общении с аккордовым многообразием, поскольку на это есть ряд объективных причин. Вот об этом мы и поговорим в продолжение темы.   

Поделитесь этой информацией

Комментарии

Сидят Илья Муромец и Добрыня Никитич в избе, Илья на гуслях яровчатых играет, да песню красивую напевает. Тут Добрыня выхватывает гусли и разбивает о голову Ильи. Илья:

-Добрыня, али я плохо пел?

-хорошо пел, Илюшенька.

-али я играл не ладно

-ладно играл, Илюшенька, ладно

-так за что же ты мои гусли яровчатые сломал?

-да вот эти понты пальцами....не люблю 

 

Родился я...ну скажем, сам Брежнев не дожил до моего рождения. Была у меня возможность пойти в музыкальную школу, они уже были, а интернета еще нет. Но с информацией было попроще. С названиями аккордов вроде "вилка, она же рюмка" пришлось столкнуться поверхностно, по крайней мере мои друзья пытались приучить меня к буквенно-цифровому обозначаению, а иногда просто к классическому названию-"соль мажор" и тд. Друзья у меня были заядлые битломаны и проводили с инструментом по 5 часов в день, но-они были самоучки по гитаре, а в музыкальную школу ходили на фортепиано. Так что они нарисовали мне таблицу аккордов и сказали-это аккорды, ими на гитаре играют. Так я освоил первые две песенки. 

Меня всегда терзали смутные сомнения-являются ли аккорды единственным способом игры? Увидев Джимми Пейджа, я заметил, что он бегает по всему грифу и далеко не всегда цепляет все струны сразу. Я снова обратился к друзьям с просьбой разъяснить ситуацию, на что получил ответ-так ведь это высший пилотаж на гитаре, очень сложный и непонятный, если ты вообще сможешь так - то ты крут. 

А потом я пошел к классическому гитаристу в ученики и смог. Теперь я крут :)

С этим преподавателем мы занимались минимумом теории и максимумом развитием техники. Аккорды...я счел это самой низшей ступенью гитарного мастерства, которые можно освоить по таблице самостоятельно. Чем я собственно и занялся.

А потом первый преподаватель переехал в другую страну, и у меня появился второй. Он сразу обратил внимание, что я тяготею к джазо-блюзовым произведениям и отобрал для меня кучу пьесок, сложных (на тот период моего мастерства) ритмически. Плюс ко всему там было много аккордов, которые не были нарисованы в таблице, а преподаватель иногда произносил еще более магические слова-это нонаккорд с пониженной квинтой. Так у меня появлялось подозрение, что аккордов-беслисленное множество, запоминать их не имеет смысла. А вот разобраться в принципе построения было бы неплохо.....

С тех пор прошло много лет. Мне довелось поработать в разных жанрах с разными музыкантами, иногда очень даже виртуозными. И я обратил внимание, насколько мало они знают о гитаре. Многие действительно думают, что это инструмент, пригодный исключительно для аккордов. Одна пианистка, регулярно дающая концерты в Париже, Лондоне и Лос Анжелесе попросила меня сопроводить вверенный ей хор на концерте. Она сделала джазовую обработку произведения Sally's Garden, и-естественно-не представляя, как это изобразить на гитаре, заслала мне цифровку. Я пришел на репетицию и сыграл один из вариантов. После этого она мне заявила с удивлением: "Ты ставишь пальцы не так, как в таблице, играешь какие то аккорды, которых я не знаю, но оно звучит красиво". Сначала я был ошарашен, потом пояснил: "Гитара-это полноценный инструмент, к нему приемлемы те же теоретические вещи, что и к любым другим. Если вдруг тебе придется взять аккорд на фортепиано, ты ведь не пойдешь смотреть в таблицу, а просто представишь его структуру. Аккорд-это созвучие нот, а не конфигурация пальцев на грифе".