Кто старое помянет…

Кто старое помянет…

    В последнее время у гитаристов с новой силой начали разгораться споры вокруг так называемой «старой» школы и «новой». Но ведь новое – это забытое старое, а это старое тоже когда-то было новым. И проблема эта не нова. Ещё в девятнадцатом веке, когда была сделана первая попытка организовать всеевропейское гитарное общество, гитаристы спорили о том же, о чём спорят и сейчас. Причём организовать общество действительно было лишь попыткой, так как споры эти закончились тем, что было разбито около 250 гитар о головы своих коллег. С тех пор споры эти не прекращаются. Поэтому гитаристы и объединяются во всякие союзы, общества, клубы и т.п. Вы не задумывались, почему нет клуба  пианистов, или клуба скрипачей? Да потому, что они уже давно пришли к какому-то общему мнению относительно того, как надо играть. У гитаристов эта проблема осталась неразрешённой.

     Мне кажется, что многое зависит от лидера. Был Андрес Сеговия – все старались ему подражать. Появилась новая звезда – и Сеговия уже не авторитет.

     Мне очень нравилось, как к этому относился Николай Петрович Кошелев, говоря: «Пусть хоть носом играют. Лишь бы звучало.

     Кто-то считает патологией играть апояндо большим пальцем по третьей струне, а кто-то видит именно в этом секрет успеха в освоении гитары. Но ведь руки-то у всех разные, и физиология разная! Почему нужно всех заставлять играть так, как удобно самому? На этот счёт есть хороший анекдот про парикмахера, который изобрёл автомат для стрижки голов. «Но ведь головы у всех разные!» - возразили ему оппоненты. «Это только до первой стрижки!» - парировал изобретатель.

     На начальном этапе обучения очень важно расслабить руку. А это будет невозможным, если заставлять делать движения, которые противоречат природе конкретного индивида. Отсюда и возникают гигромы и другие аналогичные неприятности.

     Все гитаристы фанатично преданы своему делу, и так же фанатично отстаивают свою точку зрения и свои позиции. Доходит до личной неприязни и взаимных оскорблений. Как в лицо, так и за глаза (это уже зависит от характера  и воспитания). Будьте терпимее к мнению своих коллег. Не уподобляйтесь Платону в его отношении к  своему учителю Сократу. А главное, вспоминайте иногда анекдот про парикмахера. Попробуйте присмотреться к рукам и физиологии своих учеников. Ведь на то в музыке и существуют только индивидуальные занятия. Попробуйте и осуществить этот самый индивидуальный подход.

Братья гитаристы! Давайте жить  дружно!!!

Поделитесь этой информацией

Комментарии

Мне кажется, что разница между пианистами, скрипачами, вокалистами и нами - гитаристами в том, что наша школа гитарная одна из самых молодых вообще. Ведь вокал, фортепиано, скрипка существуют гораздо большее время в своем нынешнем виде, в отличие от гитары, которая по сей день испытывает изменения во внешнем виде. Это один из факторов, делающих различие между нашими подходами к делу, между школами. Тем не менее, я бы усомнился в том, что у пианистов или вокалистов нет своих клубов, может быть мы об этом просто мало знаем, может быть их тусовки имеют просто свои названия, отличные от наших?...  В любом случае, что однозначно верно, к сожалению, в нашей молодой гитарной школе, так это то, что мы мало знаем вообще о музыке и не стремимся к этому, мы завязли в своих "гитарных" делах, разборках и пр. Поймите меня, я не говорю обо всех, естественно, гитаристах, но, все же, об их большинстве. Мы не ходим на концерты симфонической музыки, мы не знаем музыкальную литературу, мировую музыкальную литературу, мы совершенно не в курсе современных музыкальных течений и этот список можно продолжить. Дорогие коллеги, но мы просто порой пытаемся изобрести велосипед... Замечательные слова Николая Петровича Кошелева приведены в пример. Ференц Лист, говорят, играл прямыми пальцами, но ведь никто не говорит, что он плохой пианист, а наоборот - он выдающийся пианист! И таких примеров можно найти много. Не лучше ли задать вопрос для чего мы берем в руки инструмент? А может быть для того, чтобы воплотить в звуках музыкальный образ?! Может быть на этом стоит концентрироваться?! Ведь это и есть смысл нашего музицирования, но ни в коем случае не "красивые ручки"! "Пусть хоть носом", но если образ будет раскрыт так, что зал "афигеет просто", тогда пусть хоть двумя носами сразу. ..

Если же говорить о том, как лучше играть, ставить руку, пальцы и прочее, то я для себя открыл следующее, что опять же подтверждает слова Олега. У каждого человека своя физиология. У одного лучше получается тремоло, у другого пассажи, у четвертого вообще все кисло.. Но даже в этом случае волшебство творит развитие слуха и элементарной наблюдательности. А примером могут служить лучшие достижения в нашей области. Если раньше такими достижениями был Сеговия и все у него учились, у него одного, то сейчас учиться можно у очень многих людей. Например, разучивая сонату испанского композитора и имея трудности в пассажной технике мне было очень полезно наблюдение за игрой Пако де Люсии, за его руками, за его жестами и даже мимикой. Вдруг я заметил, что я его невольно копирую. И это мне помогло в какой-то степени. Находясь в поиске звука я слушал Казухито Ямашиту, братьев Ассад и др., разбирая барочную клавесинную музыку очень полезны "украшения от Дэвида Рассела" и т.д. Но особенно хочется отметить то, что ни один выдающийся гитарист не стал таковым не имея в арсенале своего вкуса, интерпретации, отношения к музыке, глубоких общемузыкальных и эстетических знаний. Скорее наоборот. Эти люди изобретали новшества гитарной техники, приемов, звукоизвлечения исходя из эстетических задач музыки, своего видения. А все остальные гитаристы затем лишь копируют их манеры, приемы. Но ведь их просто придумали. Так не лучше ли и нам всем спорящим и несогласным придумывать свое, развивать свое, в чем-то порой и подражая кому-то, но все же быть самим собой, учиться при этом у профессионалов, у лучших представителей школы. Ведь школа проходит эволюционное развитие, в процессе которого кристаллизуется все лучшее, проверенное временем...

Если уж решил для себя, что хочешь стать выдающимся гитаристом и взвалить на свои плечи неподъемный груз, то надо все сделать, что бы достичь результата. Достигнув результата, никто не спросит, к какой школе вы отдаете предпочтение, а будут учиться у вас. Каждый индивидуум в творчестве выбирает что-то близкое для себя. Учиться можно не только у представителей "старой школы"..."новой школы", но у всего, что нас окружает...

Дорогие коллеги, беда в том, что со "старой" школой нет шансов у участников конкурсов любого уровня. Тут вы хоть тресните. На практике, "новая" школа ученикам младших классов музыкальных школ практически не доступна( причин очень много). Как правило, о ней  молодой гитарист узнает лишь став студентом музыкального колледжа. Приходится переучиваться. Лично я, как педагог, отчетливо вижу как достоинства, так и недостатки обеих школ. В этом "переходном" периоде необхобимо дать возможность выбора, а не давить. К сожалению, такого выбора сейчас нет. Это грустно и,на мой взгляд-преждевременно. Пусть гитарная школа развивается бесконечно - кто же против, но пусть время и рассудит спорящих.

Владимир Мальганов 

Владимир Валентинович, Олег Александрович, а если можно (простите меня неуча за возможно дурацкий вопрос), но что в данном случае вкладывается в понятие старой или новой школы? Это очень важно. Потому что трудно говорить об этом абстрактно. Возможно, есть истина в том, что что-то где-то меньше доступно в плане информации в первую очередь, что-то больше. Однако так было всегда и везде. Всегда были во всем мире культурные столицы и провинции и т.д., однако это не мешало проявлять себя творческим людям разных мест. 

Кроме того, сейчас большое поле для черпания информации предоставляет интернет. Если разница между школами в постановке рук, то правильна истина - играть хоть носом (мой коллега предложил и другие части тела для этогоLaughing), но главное, чтобы звучало и была Музыка! Если касается звука, то есть много эталонов звучания. А если говорить о том как этого эталонного звучания добиться, то мы переходим в другую плоскость вопросов - к вопросам педагогического мастерства. И с этой точки зрения уже все не так радужно. Говоря о нашей белорусской школе, например, возможно, рядом стоит и украинская, и российская, то школа эта совершенно молодая. И, конечно же, ей предстоит пройти этапы развития прежде, чем она вольется в общеевропейскую гитарную школу (я даже не знаю насколько это возможно и правильно в целом). Хотя Европа и Большой Мир уже начинают приоткрываться для нас благодаря победам наших гитаристов на престижных конкурсах, все профессиональнее звуит гитара и в наших краях, а это значит, что у нас тоже становится возможным уже на начальном этапе обучения осваивать условно новую школу. Для этого нужно просто быть смелее и активнее, посещать хотя бы те немногочисленные гитарные мероприятия, которые у нас проводятся, слушать, спрашивать, вариться в этом соку. И уже есть люди, которые могут с большой вероятностью точно прояснять ситуацию о тех или иных технических моментах гитарного исполнительства. (Во как выразился, простите за мой французский).

p.s. Даже на сайте, и не только на этом (не принимайте за рекламу), однако у людей есть возможность задавать вопросы, вступать в контакты, завязывать реальные знакомства и делать реальные вещи - концерты, фестивали, конкурсы. Да, есть сложности. Но не преодолевая их мы будем лишь неизбежно катиться назад. 

Примерно так. 

Привет от того самого коллеги, который предложил играть не только носом Laughing

Я как всегда, как бывалый рок н рольшик не в курсе вопроса.

И как всегда начну со своей биографии. Ну и с Битлов. Любовь к музыке и гитаре привили они. Я читал в детстве их летопись, описанную Хантером Дэвисом. Нашел там такую фразу-Джордж Харрисон решил исполнить соло на 12 струнной гитаре. Я себе такого монстра и представить не мог. Пошел спрашивать у родителей-что это такое-12 струнная гитара? Мой папа-самых честных правил-объяснил мне-гитара, это гитара. Будь она 12 струнная, 6 струнная, электро или бас. Это все равно, что я умею сидеть за рулем жигулей, а за рулем ферарри не смогу. Хороший гитарист сможет сыграть на любой гитаре, а плохой найдет отговорку-я играю только на такой то. А вообще, сынок, брось книгу и иди учить уроки.

 

Мои родители не были музыкантами. Но тогда я им поверил-правда уроки так и не учил.

Мне очень хотелось электрогитару-это было круто. Преподавали у нас только классическую. Это тоже было круто. Ну разве что мой педагог вообще не имел представления о той музыке, что нравилась мне. Я не избежал этюдов Каркасси, Джулиани, переложений Баха-о чем не жалею. Но главное-меня научили каким то техническим моментам, чтобы я мог играть ту музыку, которую мне хотелось.

Вскоре первый преподаватель переехал-ходят слухи, что даже  в США. Я попал к его коллеге. Не менее интересный педагог, с не менее интересным-и своеобразным подходом.

А вскоре я переехал сам. Попал к третьему преподователю. Уже в Германии.

Все трое были классиками. У всех троих я заметил общую тенденцию, что касается постановки рук, звукоизвлечения и прочих премудростей. У меня сложилось впечатление, что есть какая то академическая основа, система, фундаментальная база, скажем так-которая похожа у всех классических гитаристов. Меня пытались убедить в обратном-мол, у каждого педагога или музыканта есть своя индивидуальная манера. Возможно. Но пока что я вижу общую основу. Меня привлекает именно эта основа. Прежде всего-технически грамотная.

Я замечал у легендарных рок музыкантов очень нелогичную постановку рук. За такое меня били по рукам. А их нет. Они были самоучками. Я могу только снять шляпу. Они упорно занимались со своим инструментом, сумели при "кривой распальцовке" добиться четкого звукоизвлечения. Возможно  если бы им в детстве довелось  поучиться у хороших педагогов, то они добрались бы до вершины своего мастерства гораздо быстрее. Увы. Тут как раз начинается проблема. У рок музыки нет такой фундаментальной академической школы. Либо она не распространена настолько массово. Даже джазовые отделения находятся далеко не в каждом высшем учебном заведении. Поэтому я рад, что мне в свое время поставили руки именно классики. Многие технические приемы для электрогитары, да и для бас гитары-я перенес из классической школы. Если бы я попробовал держать гитару так низко, как это делает Зак Вайлд, думаю, я вряд ли бы сыграл так же, как он.

И вот я узнаю, что оказывается школ по классической гитаре два штуки. Можете пояснить, в чем их принципиальное различие? Либо-есть ли в том, что мы назваем классическая гитарная школа какая то основа, к которой я склоняюсь, или все же обе эти школы димметрально противоположные? Или действительно, каждый музыкант извращается по своему?