Как из-за леса, лесочка...

С точки зрения кухонного гитариста-любителя хочется сказать веское слово. :-). Конечно, может получится как когда-то, много лет назад, говорил юморист Жванецкий со сцены - "Если хочется сказать, скажите, но тихо и в тряпочку, а тряпочку выбросьте, чтобы никто не видел - тогда всё у вас в жизни будет замечательно".
Собственно о чём это я?
Дело в том, что если обратить своё внимание на репертуар классических гитаристов, и причём, если посмотреть непредвзято, то налицо имеется явный перекос в сторону того, что называется "гитарной классикой". Что это? Это произведения известных гитаристов (преимущественно франко-итальяно-испанского происхождения) начиная с 18 века до середины 20 века. Среди них можно отметить совсем известных - это Ф. Таррега, Ф. Сор, Д.Агуадо и т.п. Собственно, 3/4 программы обучения по курсу классической гитары строится именно на произведениях этих авторов. Эти же произведения успешно просочились и в репертуар любительских школ, которые казалось бы должны быть куда ближе к другим музыкальным жанрам - року, авторской песне и т.п.
В какой-то мере, сейчас, даже стало модно показывать качество обученности учеников очередных курсов "обучу играть на гитаре за две недели" посредством всё тех же известных вещей. Например, растиражированного этюда №37 из "Школы игры на шестиструнной гитаре", Э. Пухоля (стр. 184-186, все заинтересовавшиеся могут скачать всю книгу вот по этой ссылке - https://yadi.sk/i/j19VL89gvxNt2), который был издан в сильно упрощенной версии в каком-то учебнике советского времени под названием "Испанский этюд". Фактически этот этюд упрощённая партия одной гитары, несмотря на то, что Пухоль писал его для двух гитар. Кто не верит - можно ввести на Youtube ключевые слова "испанский этюд", и найдётся к минимум 3-4 видео в первой десятке, где ученики гитарных курсов демонстрируют свои умения, именно на этой обрезанной и упрощённой версии. Имя Э. Пухоля - это авторитет, видимо потому и делается выбор в пользу именно этого этюда (пусть даже и упрощённого варианта его).
Может я не прав, но иногда кажется, что приобщение к классическим произведениям стало мерилом успеха гитариста.
А между тем, есть громадный пласт русской музыки, которая оказалась за бортом. Про обработки М. Высотского и А. Сихры, слышали все, но по какой-то странной причине они не исполняются. Возможно виной тому анекдотичная склока музыкантов СССР 50-60 годов, когда все решали вопрос, что лучше 6-струнная гитары или 7-струнная. :-). Возможно, вместе со спорами произошёл "дележ чемоданов с нотными сборниками". :-).  Собственно, это, конечно, отдельных большой вопрос, достойный большой статьи и дискуссии на эту тему. Может быть и об этом напишем, чуть позже...
Между тем, музыка из тех старинных сборников по технической сложности требует весьма большого умения, а самое главное, она взросла на наших родных домашних землях, а стало быть в той или иной степени ближе к нам. Многие произведения народных песен Сихры отличаются удивительной красотой.
Сборники где эта музыка есть - написаны для семиструнной гитары русского строя (DBGDGBD), чтобы их сыграть на семиструнной гитаре, нужно достаточно основательно переработать, в некоторых случаях перейти из одной тональности в другую.
Но, как говориться, было бы желание. Собственно, в этом посте я хотел проиллюстрировать то, что даже на моём убогом любительском уровне можно осуществить эту "непосильную" операцию и переработать произведения для семиструнной гитары в произведения для шестиструнной. Благо, что компьютерные программы могут существенно упросить решение это задачи.
Заранее хочу ответить на вопрос "ЗАЧЕМ". Тут есть две ипостаси этого вопроса.  Итак, ПЕРВАЯ. Обычно на гитарных форумах говорят если есть произведения для семиструнной гитары, зачем мучиться и перегонять его в произведения для шестиструнной? Не проще ли взять семиструнную гитару и играть на ней?
Ответ прост... Нет, товарищи, совсем не проще... 
Во-первых, стоить принять ситуацию как данность, шестиструнная гитара стала общемировым стандартом дефакто. Можно много на эту тему говорить, но факт остаётся фактом. А стало быть, стоит искать произведения именно под неё, и под стандартный строй.
Во-вторых, после развала СССР, семиструнные гитары вновь стали выпускать только последнее время, в связи с возраждающимся интересом к старинной русской народной музыке, и это очень хорошо, само по себе. Но реальный выбор семиструнных гитар - и сейчас невелик, чтобы её купить надо мучится и искать. А, собственно, мало кто это будет делать, если есть возможность купить шестиструнную по весьма доступной цене. Собственно, для меня так до сих пор и остаётся загадкой насколько адекватно звучит моя семиструнная гитара MARTINEZ FAW-705/7 китайского производства. Если сравнивать с аналогичной шестиструнной от фирмы Fender (модель Parlor Ron Emory Loyalty), увы, мощь и сбалансированность звука явно на стороне Fender(a). И даже адаптированное произведение, на ней звучит однозначно красивее.
В-третьих, расширяя репетуар для шестиструнной гитары, мы ещё более увеличиваем собственные исполнительские возможности. Это само по себе очень здорово, т.к. учиться на гитаре надо всю жизнь. 
В-четвертых, есть момент чисто технический. Думаю, что каждый кто учился играть на гитаре какое-то время, проходил долгий путь доводки и настройки собственного инструмента, дабы получить совершенный звук. Наверняка, покупались струны разных производителей, из разных материалов и т.п. сравнивались тона - верхи, низы, краски флажолетов и т.п. Сам по себе процесс этот архидолгий, требующий массы сил и навыков. Покупая семиструнную гитару, вы снова оказывайтесь в нулевой точке, с той лишь разницей, что варианты комплектов струн найти сложнее, а если заказывать их поштучно, например, на фирме GHS или D'Addario, то эксперименты обойдуться вам куда дороже. Плюс специфический строй, действительно несколько иначе окрашивает звук инструмента. Логичнее использовать вашу шестиструнную гитару, которую вы уже настроили и звук вам нравится.
В-пятых, несколько раз попадались занятные эксперименты с исполнением вещей типично предназначенных для классических и акустических гитар на электрогитарах, с примочками и прочими электронными наворотами для получения красивого звука. Сам я таких экспериментов не проводил. Но, вдруг, кому-то станет интересно. Буду рад послушать.
И вторая ипостась вопроса ЗАЧЕМ более глобальная.
Всегда найдётся тот, что спросит: "А, на какой чёрт это нужно всё? Есть масса крутых вещей из современной музыки. Зачем играть народную музыку, я её не могу слушать. Это устарело." 
На этот вопрос одновременно ответить и сложнее всего, и проще. Если отвечать просто - мне нравится, попробуйте поиграть, вам тоже может быть понравится. А, если отвечать сложно... То вам это только кажется. Многие композиторы, как той самой гитарной классики черпали своё вдохновение, как раз из народной музыки. Почитайте биографию Х. Сагрераса или Ф. Тарегги. Так, что всё имеет свои корни. :-). 

Кстати, вы, что думаете?? Я агитирую играть только на шестиструнной? Нет, конечно. Играйте, на всём, что есть. Даже на ведре со струнами. :-). Главное ваше ощущение, от того, что вы играете. И без фанатизма. :-). Просто лично для меня всегда удивляли споры между враждующими лагерями музыкантов - аккордеонистами и баянистами, шестиструнниками и семиструнниками - какой инструмент лучше. Проще играть и на том, и на другом. Это ж не сверхдолго научиться-то. :-). На самом деле нет никаких противоречий. И не будет никаких споров, будет только музыка. 

В заключении хотел бы сказать несколько рекомендаций любительского уровня для тех, кто тоже захочет сделать какое-либо переложение для шестиструнной гитары.
Основная проблема, которая возникает - это то, что у шестиструнной гитары чуть меньший хроматический дипазон звукоизлечения. Плюс другой строй вносит иные требования по положению руки в тех же позициях. Стандартное решение - это понижение 6 струны до ноты D. Это используется везде и повсеместно. Увидеть вы это можете например в обработке Е. Ларичева одного из произведения А. Сихры - "Среди долины ровныя". Второй вариант оставить строй шестиструнной гитары стандартным, но ввести некоторые изменения в сами ноты произведения. Именно это было сделано, в варианте, который описывается тут.
Строго говоря, есть ещё и третий подход. Для тех кто играет на электрогитаре, есть 7-струнные варианты этих гитар. Их строй - это классический строй шестиструнной гитары (EBGDAE), плюс одна добавочная струна B. Гитары этого типа очень любят музыканты тяжелых стилей музыки. По идее, на ней тоже можно прекрасно играть произведения для 7-ми струнной гитары русского строя (DBGDGBD). Насколько это удобно сказать не могу, но чисто теоретически должно получаться нормально. Хотя лично я сильно сомневаюсь, что человек играющей "тяжеляк" заинтересуется обработками А. Сихры. Уж, очень разные стили. Хотя как знать. Всякое в жизни бывает. :-).
К слову сказать, американская народная музыка - тоже активно использует строи очень похожие на строй русской семиструнной гитары. 5-ти струнное банджо, с укороченной струной на котором играются практически все хиты кантри (или bluegrass(а) как этот стиль называется в Америке) имеет строй gDGBD, а резонаторная гитара добро имеет строй ну совсем похожий - DGDGBD). 

На всякий случай прикрепляю к этому посту отличнейший вариант исполнения этого произведения. Взят он из "Контакта" - исполнитель Олег Тимофеев (если верить тэгам, которые чудом сохранились в MP3-файле).  Там гитара семиструнная. Вдобавок имеется и результат синтеза программы Musescore - тоже можете слушать.  В архиве так же имеются ноты, табы и  файл для нотного редактора Musescore 2.0.3. Исходный файл можете редактировать на свой вкус сколько угодно и сделать свои версии переложения. https://yadi.sk/d/A2_ZkvMgvxMuE

Откуда я взял исходник произведения? Смотрим "Самоучитель для семиструнной гитары", автор Сазонов, стр. 69-70 (https://yadi.sk/i/vzcC5EIbvxNtE). 

------
С уважением, ко всем читателям, Krolik296
 

 

Поделитесь этой информацией

Комментарии

В некотором роде дополнение к написанному...
Увы, для меня так и осталось большой загадкой, что это за песня такая - о чём, какие слова и т.п.
За помощью я обратился к Ярославе Зоновой (https://vk.com/id32379027), специалисту по русскому фольлору. Песен,  в которых есть слова "из-за леса, лесочка и т.п." поразительно много. Поэтому предложенные ниже варианты - просто догадки.
Итак, она предложила два варианта...
1 вариант (казачий):
Из-за леса то было, из-за лесочка, из-за леса зеленого...
Из-за леса то было, из-за лесочка, из-за леса зеленаго,
Не буен-то холоден ветер повевает.
Ничего-то за ветром, ничего-то за буйным не слышно;
Только слышно было один нежный голос, голос офицерский;
Он кричит-то, шумит во весь свой голос:
«Одолели-то меня, добраго молодца, злые турки неприятели!»

Тут наши донские казаки голос его услыхали,
На добрых-то коней сажалися, в темный лес бросились,
Донскаго своего офицерушку отбивали, а турок в полон забрали.
Молодой-то наш офицерик к полковнику подезжает,
От радости слова не выговорит, от слез света не видит.

Донская область. Пивоваров, стр. 132.

2 вариант (каторжный):
Из-за лесу, лесу темного» (Зарентуйская каторга)
Из-за лесу, лесу темного,
Из-за гор-то, гор высокиих,
Выплывает лодка легкая,
Ничем лодка не украшена,
Молодцами изусажена;
Посеред шатер стоит,
Под шатром-то золота казна;
Караулит тут красна девица,
Девка плачет, как река льется;
У ней слезы, как волны бьются.
Атаман девку уговаривает:
«Не плачь, девка, красна-девица!»
«Как мне, девице, не плакати?
Атаману быть убитому!
А мне, девушке, тюрьма долгая,
Поселение далекое:
В чужедальнюю сторонушку,
Что в Сибирь-то некрещеную!»

«Песни каторги. Песни сибирских каторжан, беглых и бродяг.»
Salamandra P.V.V.; 2012

 

 

 

 

Как преподаватель музыкальной школы не мог пройти мимо этой статьи. Захотелось не то, чтобы опровергнуть мнение автора, но пояснить некоторые моменты, которые затрагивались здесь.

Почему классические гитаристы любят играть гитарную классику? Удивительная вещь! Казалось бы, устарела, нужно играть современную музыку, но! Не только дети младшего школьного возраста, но и молодые люди любят играть классику! Она удобна, проста в музыкальном плане, точнее сказать, доступна, полезна для развития техники (по той же самой причине, что удобна), выстроена в систему. Имеет целью высокое художественное воспитание, чего, к сожалению, нельзя отнести к большинству рок-музыки и уж точно не к современной поп-музыке.
Классика в уважении и в среде рок-музыкантов - чего там говорить, вспомним Фредди Меркьюри, Ингви Мальмстина. Но это так, к слову, там безусловно уровень не музыкальной школы) Но не будь он (Мальмстин) скрипачом, где обучение более консервативно, не было бы у мира такого имени. Предполагаю, что он тоже  как минимум ознакамливался с "классикой".

Мои ученики с удовольствием играют классику. Дело за учителем, что и как он предложит своим ученикам. Но я руками и ногами за классику)))

Насчёт игры пьес для семиструнной гитары в переложении для шестиструнной. Есть такая тенденция в мире играть страринную музыку на аутентичных инструментах. Но не отказываться же нам от лютневых переложений для гитары! Это определённый компромисс. Хотя я бы предпочёл слушать это именно на семиструнной гитаре. В любом случае, и то, и другое имеет место быть. И я рад, что кто-то исследует, находит или сам делает переложения подобного рода. Это движение вперёд!

Спасибо за комментарий. Рад, что написанное и сделанное кого-то заинтересовало...
 

Я бы не согласился и с автором статьи, и с автором первого комментария к ней, а точнее с заключительной фразой этого комментария, про движение вперед..
Переложения музыки написанной для 7-стр. гитары шестиструнники делают давно и безуспешно. Я сам когда то этим увлекался. Некоторые произведения, такие, например, как представленная здесь пьеса "Из-за леса, лесочка" ( которая кстати давно играется шестиструнниками) легко ложатся на строй 6-стр. гитары и практически не требуют никакой переработки, таких пьес немного. Но даже они сильно проигрывают в звучании на 6-стр. гитаре. Пропадает обертоновый колорит, легкость игры и звучания, так как пьесы написанны для другого строя и конечно сочинялись "из-под пальцев", в хорошем смысле этого выражения, с учетом всех особенностей именно 7-стр. гитары. Основная масса этого репертуара, если уж Вы хотите делать эти переложения, требует не механических переложений (даже с внесением некоторых изменений), а скорее новой обработки, которая бы легко и органично звучала и игралась на шестиструнке. Если у Вас есть композиторский дар, то Вы можете попробовать. Хотя мне кажется что намного проще делать свои обработки для 6стр. гитары, а семиструнный репертуар оставить семиструникам. Переложения упомянутой здесь музыки для лютни - это отдельная тема. Если будет желание, то можно об этом пообщаться в моем блоге.
Поэтому, в связи с вышесказанным, на мой взгляд, делать механические переложения музыки написанной для 7-стр. гитары это скорее шаг назад. И то что шестиструнка якобы стандарт не оправдание. В искусстве не может быть стандартов, иначе оно просто умрет.