Ещё одно упражнения для отработки баррэ

Думаю, что любой преподаватель, впрочем как и любой человек, который когда-либо учился играть на гитаре сталкивался с проблемой взятия баррэ. На Youtube — имеется изрядное число видеороликов, где описываются самые разные способы как "легко, элегантно и без усилий" взять баррэ. После n-го числа попыток, убедившись, что баррэ не получается, многие даже стараются выбирать произведения, где не надо использовать этот приём. Как бы то ни было, приём этот нужный, без него нельзя обойтись. Учить его в любом случае надо. В этой статье погорим о том как его учить. Или об ещё одном способе как учить и учиться. Давайте обратимся к физиологии... С точки зрения физиологии (подробнее про рефлексы можно почитать, обратившись к литературе, указанной внизу этой небольшой заметки) наши движения рук и пальцев основаны на многоуровневых рефлексах. Причём часть рефлексов связаны с поддержание статического положения тела или части тела, а часть — с перемещением тела или его частей в пространстве. Собственно, поэтому физиологи подразделят рефлексы скелетной мускулатура на статические и статокинетические. Такая классификация позволяет легче анализировать движения любого живого существа, но так же проводить качественную оценку нарушений двигательной активности. Если не вдаваясь особенно глубоко в дебри физиологии важно выделить несколько важных для нас моментов: 1) Каждый из типов рефлекса управляется разными отделами центральной нервной системы, это доказано экспериментально; 2) Для построения сложного движения необходимо соединение большого числа элементарных рефлексов, при этом на скорость формирования навыка влияет контроль точности выполнения более мелких последовательностей рефлексов; 3) Выработка нового рефлекса неизменно связана к глубокой перестройкой всей нервной системы, и на этапе формирования требуется большие усилия со стороны сознательной сферы; 4) В некоторых случаях требуется развитие дополнительных мышц или как говорят спортсмены "накачивания" мышц. Что из всего этого следует и как применить на практике??? Первое, о чём следует сказать, что не думайте, что играть баррэ можно научиться за несколько часов, зная пару хитрых приёмов. Реальные значения уверенного овладения этим приёмом это 1.5-2 года, при регулярных занятиях (не менее 3-х раз в неделю по 1.5 часа). Именно приём баррэ требует не только координированных движений пальцев руки но и действительно физической силы. Быстро мышцы не нарастают, в экспериментах на спортсменах реальные значения увеличения мышечной массы наступали через только 3-6 месяцев, причём для разных групп мышц — величина времени сильно отличалась. Следовательно, в упражнениях на баррэ — обязательно должна быть силовая составляющая. Второе, имеется серьёзный фактор оказывающий тормозящее действие на весь процесс обучения. Из-за непривычного положения руки (для новичка это актуально на 100%, т.к. в обычной жизни руку держать таким образом не надо) происходит так называемый гипертонус мышц. Термин тоже сугубо физиологический. Явление это проявляется в самых разных обстоятельствах. Вспомните себя в ситуациях когда вы вынуждены были первый раз совершать новое движение (уместнее сказать комплекс движений) — играть в бадминтон, учиться водить машину и т.п. Буквально в течении нескольких минут попыток — вас прошибал холодный пот и вы чувствовали жуткую усталость. Если ваш преподаватель говорил вам что-то сделать например, нажать на педаль машины — вы с большим трудом нажимали или все педали или еле-еле, слабо-слабо нужную педаль. Важно отметить, что гипертонус приходил постепенно. Первые попытки совершить новое движение, как правило, проходили легче, чем последующие. Проблема в том, что пока нужные связи между нейронами не сформированы, сложное движение задействует лишние группы мышц, при том, что нужные оказываются напряжены сильнее минимально требуемых величин. В некоторых мозговых структурах, напрямую связанные с управлением движения, например, в мозжечке, имеются специальные тормозные единицы - нейроны или конгломераты клеток, которые путём периодической активации позволяют сфокусировать наиболее возбуждённые нейроны. Именно таким образом происходит поддержание равновесия как у человека, так и животных. Во время формирования навыка сложного движения на начальном этапе нет чёткой корреляции между статическими и статокинетическими рефлексами, а отсутствия явно выраженного тормозного механизма приводит к тому, что фактически происходит активация обоих типов рефлексов, что в конечном счёте приводит к гипертонусу мускулатуры. Причём, совсем необязательно той, которая задействована напрямую в необходимом движении. При первых шагах в обучении игры на гитаре будут болеть не только руки, но и спина, и поясница. Уверен, в том, что люди с большим музыкальным опытом это очень хорошо помнят. Аналогично и обучением езды на автомобиле, кто имел такой опыт то, наверняка, вспомнят, что первых уроков болела не только спина, шея, но и тряслись ноги, когда вы выходили из автомобиля. :-). Иными словами вы устаёте не от жёсткости струн, а "от себя" - от того, что у вас напряжены те группы мышц, которые не должны быть напряжены. Кто находится на этапе обучения — сами могут в этом убедиться: можете попробовать поиграть это неполучающееся баррэ на гитарах с разными струнами (например, на классической гитаре с нейлоновыми) и акустической гитаре с металлическими струнами калибра ни ниже 11. Если бы будете практиковаться во взятии баррэ в районе 5-ой позиции, то время в течение которого вы сможете исполнять этот трудный приём будет примерно одинаковым. После всего сказанного встает вполне естественный вопрос. Как же бороться с этим? Зная причины, можно предложить и способы решения проблемы. Первое, что надо сделать - это ввести дополнительные движения для 2, 3 и 4 пальцев, это сразу уберёт зажатость руки (по крайней мере её уменьшит). Кажется, что эта идея наоборот усложнит обучение, но практике всё будет иначе. Начинать обучение стоит именно таким образом. Тут тоже можно найти аналогию в совсем другой области - в стрельбе. Прицеливание — есть тоже сложный двигательный акт, требующий усилий всей нервной системе. Многие инструкторы по стрельбе говорят своим ученикам, что нельзя целится ровно в одну точку. Результатом этого подхода — будет дрожание руки, и как следствие промах. Главный способ борьбы с этим дрожанием медленное введение руки так, чтобы прицельная планка пистолета, ружья и т.п. описывала небольшой круг или крест около центральной части мишени. Делается это тоже для того, чтобы ввести в работу нервной системы, формирующий новый навык, небольшой перекос в сторону статокинетических рефлексов, это позволяет избежать конфликта и появления того самого гипертонуса из-за которого и происходит дрожание руки. Собственно, возвращаясь к нашей теме, в баррэ можно ввести не только движения 2, 3 и 4 пальцев, но и элементы глушения струн. Фактически, чтобы это осуществить от гитариста будет требовать циклическое расслабление и напряжение «зажима», который образуется между большим пальцем и указательным, который лежит на струнах. Плюс задействование в упражнении 2, 3 и 4 пальцев убережёт и от их неправильного положения, т.к. иногда можно видеть как 2 палец «начинает помогать» прижимать струны 1-му пальцу, а это не есть правильно (!совсем неправильно!). На первый взгляд, всё кажется сложным и заумным. Давайте обратимся к простому упражнению. Взято оно из книги Б. Яшнева и В. Вольмана «Первые шаги гитариста», играя его вы сможете не только отработать баррэ, но и заниматься «ненавязчивым» пропагандированием русской народной музыки, играя популярную танцевальную мелодию в разных тональностях. Товарищи, скажите, ну, разве это плохо? Mp3-файл сгенерированный популярной программой Musescore и ноты с табами, имеются в конце статьи. Несколько слов о том как заниматься... 1. Играете медленно, с целью развить силу. Осуществляете периодическое глушение и отпускание струн "зажимом" из 1 и большого пальца. 2. Играете с разное громкостью. Очень тихо и громко. Обратите внимание, что при игра громко снова может вызвать зажатие и гипертонус всего плечевого пояса мускулатуры, несмотря на то, что степень громкости полностью регулируется правой рукой, а она в отработке баррэ не участвует напрямую! При появлении любых признаков дрожания и зажатости. Упражнение прекращаете, ждёт 5-7 минут (либо играете что-то проще, либо идёте пить чай) 3. Играете с разной скоростью. Это тоже очень интересный момент. Т.к. ускорение тоже будет влиять на появление гипертонуса. Но, на скорость тренироваться очень важно, т.к. нужно достичь того, чтобы при увеличении темпа произведения зажатость не появлялась (а она непременно приведёт к ошибкам в исполнении). Тут рекомендации те же, что и в пункте выше. Как только появляется дрожание или вы видите (чувствуете), что подвижность пальцев становится хуже, упражнение прекращаете и возвращаетесь к нему через 5-7 минут. Кроме всего прочего, упражнение это обладает ещё несколькими замечательными свойствами. Первое и довольно-таки важное — оно благозвучное, мелодия хорошо воспринимается на слух, чего не всегда можно сказать о других гитарных упражнениях, которые могут вызвать отрицательную реакцию у окружающих. Второе — это то, что постепенно, по мере его отработки, вы (или ваши) ученики смогут играть его на автомате, занимаясь каким-либо ещё полезным или не очень делом, например, смотреть телевизор. Помните, что цель выполнения этого упражнения — постепенный уход от сознательного контроля за постановкой пальцев, к полностью автоматическому выполнению. Тихонько повторяющаяся мелодия на фоне другого источника шума, позволит легче контролировать правильность её исполнения, а это очень важно для правильного формирования сложного движения на основе рефлексов. Контроль и оценку того, что мы слышим труднее осуществить, если речь идёт о случайных сочетаниях звуков, т. к. они не образуют связанную мелодию, а больше похожи на шум. Третье преимущество — соревновательность упражнения. Если вы педагог, а занимаетесь с детками, которые только-только делают первые шаги в мире гитары, совсем несложно организовать соревнование на тему того, кто сколько сможет продержаться, играя «Барыню» пальцами в 5-ой позиции, в 3-ей позиции или даже в 1-ой позиции!! Призом может быть, что угодно — хотите большая шоколадка, хотите новый комплект струн... Собственно, много-много лет назад, в стародавние времена «Барыню» так и плясали до упада. Так, что давайте и мы попробуем сплясать русский народный танец «Барыня» на нашей гитаре, нашими пальцами до упада... :-). Вот как её танцуют традиционным способом — ногами (выступает ансамбль песни и пляски «Гжель»): Литература: 1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. «Физиология человека», издательство, РУДН, 2001. 2. Б. Яшнев, В. Вольман, «Первые шаги гитариста», издательство «Советский композитор», 1965.
Всего хорошего. Кrolik296

Упражнение для баррэ

ГЖЕЛЬ. Барыня.

Поделитесь этой информацией