Электрогитара - от теории к практике (урок 1)

  Должно быть у каждого, кто впервые взял электрогитару (да и любой другой инструмент) в руки возникает вопрос: «И что мне сейчас делать?», «С чего начать?». Вопрос вполне резонный, надо сказать. По сути, есть два пути: заняться самообучением либо нанять преподавателя. И если со вторым все понятно (при наличии средств это самый предпочтительный вариант), то первое вызывает еще массу вопросов, таких, как постановка рук, настройка электрогитары, чтение табулатур и т.д. Мы рассмотрим их все, а так же попробуем разобраться в том, что нужно и чего не следует делать новичку, собравшемуся самостоятельно научиться играть на электрогитаре.

  В первую очередь возьмите инструмент в руки. Теперь вам надо определиться, как вы собираетесь играть – сидя или стоя. Это очень важно и не думайте, что научившись играть стоя, вы с такой же легкостью потом будете играть и сидя. Нет! Ваши руки привыкнут к одному положению, изменение которого может отрицательно сказаться (и поверьте, скажется) на технике игры. Да, само собой, если вы не собираетесь играть как Джо Сатриани, то это не принципиально, но все-таки. После этого необходимо подобрать оптимальную длину ремня (если вы решили играть стоя, что наиболее вероятно). Не стоит вешать гитару слишком низко или, наоборот, у самого подбородка. Подберите такую длину, которая бы позволила рукам чувствовать себя расслабленно. Левая рука должна с легкостью дотягиваться до самого высокого лада на первой струне и до шестой струны на шестнадцатом-семнадцатом ладу.

  Кстати о нумерации. Струны нумеруются от самой высокой (т.е. самой тонкой) – первой  до самой низкой – шестой. Лады, наоборот, от самого низкого (т.е. самого широкого) до самого высокого. Двадцать второго, возможно двадцать четвертого в зависимости от вашей гитары. Пальцы на левой руке нумеруются следующим образом. Указательный – первый, средний второй, безымянный – третий и мизинец – четвертый.

  Теперь о медиаторе. На первых порах вам будет гораздо удобнее пользоваться тонким – около 0.7 мм. Такие медиаторы достаточно хорошо гнуться,  что нам сейчас и требуется. Потом, со временем, когда ваша скорость и техника будут расти, вам потребуется больший контроль, и тогда вы приобретете более жесткий медиатор. Зажмите медиатор между большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, разумеется, левой). Оставьте на свободе лишь самый кончик – им вы будете играть. Ребро ладони поставьте на струны, и с этого момента там его и держите. Так вы сможете глушить ненужный шум. Это требует определенной тренировки, но со временем у вас получится. Главное запомните, не пытайтесь глушить все струны, глушите лишь те, что ниже той струны, которая звучит в данный момент. Если играете ноту на второй струне, то глушить вам надо третью, четвертую, пятую и шестую, но не первую. Медиатор держите под небольшим наклоном, для лучшего скольжения. Когда вы извлекаете звук (до этого мы скоро дойдем), то работать должна кисть, ни в коем случае не те два пальца, что держат медиатор и не вся рука, начиная от плеча или локтя – только кисть.

  Теперь поставьте левую руку на гриф. Используйте только первую струну. Первый палец на первый лад, второй на второй и т.д. Прочувствуйте гитару :)

  Что ж, теперь вы готовы. Первое упражнение будет довольно простым и пока без левой руки.

Электрогитара. Упражнения.

  Перед вами типичный пример табулатуры. Каждый гитарист должен уметь читать ее. Шесть горизонтальных линеек – это струны. Самая верхняя – самая тонкая на гитаре, нижняя, соответственно – самая толстая. Вертикальные линейки разделяют табулатуру на такты. Цифры в начале – это размер одного такта. Нижняя цифра означает длительность, верхняя – количество этих длительностей, влезающих в один такт. В данном случае в один такт влезает четыре четверти. Длительности бывают следующими:

Электрогитара. Упражнение 2

  Целая – первый такт, половинная – второй такт, четвертная – третий, восьмая, шестнадцатая, соответственно четвертый и пятый такты. Последнее о чем стоит сказать это символ П, который вы наверняка заметили под табулатурой. Это направление удара медиатора. П означает удар вниз, V – удар вверх.

  Отрабатывайте первое упражнение, пока не почувствуете себя уверенно, особенно при переходе со струны на струну. Постарайтесь вникнуть во все вышенаписанное, и если потребуется перечитайте еще раз. Очень важно на данном этапе выработать правильные навыки игры, правильную постановку. Поверьте, потом переучиваться будет гораздо сложнее. После этого можете переходить к следующему уроку. Удачи!

Комментарии

как заставить гитариста играть тише?

положить перед ним нотный лист

а как заставить его не играть?

написать на нем ноты

это анекдот такой, основанный-увы-на реальных фактах.

С развитием интернета многое стало более доступным-видеоуроки, табулатуры и советы, которые могут дать очень многое. С одной стороны - это плюс, научиться играть не отходя от монитора. Вот только человек-существо ленивое и ищет легкие пути, одним из которых являются табулатуры. С одной стороны в них все просто и понятно-поставил палец на такую то струну, на такой то лад, и получил желаемый звук, а при желании можно любимую песню освоить, причем достаточно быстро и безболезненно. Но я не очень люблю табулатуры и на это есть много причин.

Есть много музыкально-теоретических дисциплин, позволяющих лучше ориентироваться в мире музыки и выводящие исполнителя на новый уровень.  С одной стороны освоение этих дисциплин кажется занятием сложным, но на самом деле, даже простейщие основы могут значительно облегчить жизнь.  Мне довелость поработать в рок группе с двумя гитаристами, которые умели обращаться исключительно с табулатурами. Они играли очень даже виртуозно. Я давал многим людям послушать нашу демо запись с просьбой оценить музыку, но не предупреждая, что это наше художество. Самым приятным отзывом был вопрос-это что, Stratovarius? Я конечно же скромно ответил-нет, это мы. Но вот они захотели сыграть соло на двух гитарах одновременно. И в этот момент поняли, что не представляют как это делается. Я им предложил самый простой вариант-сыграть партию второй гитары на терцию выше. Ребята спросили-а что такое терция? Ну как бы сказать-вот у тебя партия начинается с ля, тональность у нас минор, значит второй гитарист играет от ноты до. Результат был удручающим-второй гитарист просто транспонировал соло первого гитариста из ля минора в до минор, а когда они сыграли это одновременно, они оба сказали-что то не звучит. А мыслил второй гитарист очень просто-сдвинул руку на три лада выше и начал играть теми же пальцами, что и играл в другой позиции, то есть при этом он не анализировал музыку, а просто думал пальцами.

Прошу прощения у всех начинающих за пару непонятных терминов, изложенных выше. Я просто хочу напомнить всем, взявшим электрогитару в руки, что это такой же музыкальный инструмент как и все другие, электрогитаристы-это тоже музыканты, такие же как и скрипачи, пианисты. Так почему бы не освоить какие то элементарные музыкально-теоретические вещи? Для начала хотя бы ноты. Зачастую даже музыканты любители играют "по правилам", даже не зная их. Так не лучше бы иметь полное понимание того, что ты делаешь, чем экспериментируя, перепробовать кучу неправильных вариантов, и в конце концов сыграть то, что требовалось, затратив на это кучу усилий, в то время как любой другой музыкант сделал бы это не задумыаясь. Могу посоветовать-если есть возможность-усвойте для начала хотя бы ноты. Такие знания никому не вредили, но они могут дать вам ряд преимуществ перед людьми, не знающих их.  Я не хочу сказать, что табулатуры-это плохо, в некоторых случаях они очень даже полезны. Попробуйте догадаться, как Джо Сатриани сыграл свое произведение Midnight, имея перед собой нотное переложение этой вещи. В данном случае табулатуры даже предпочтительнее.

Второй недостаток табулатур-их выкладывают в интернет все подряд. При этом не все из них хорошо продуманные. Да и не всегда они хорошо продуманы и в дорогих книжных изданиях, отредактированных и официально сданных в печать. Ну и потом-во многих случаях одну и ту же ноту можно сыграть на гитаре в разных позициях, на разных струнах. Это дает большую возможность экспериментировать. Бывает, что одному человеку неудобно будет сыграть отдельно взятую ноту там, где это требует табулатура. Он будет стараться и растраиваться из за плохих результатов, в то время, как классический гитарист просто сыграл бы эту ноту на другой струне. Для этого надо просто знать, где она находится. Опять же -табулатура это не скажет.

Ну и представьте-решили вы сыграть дуэт с кларнетистом, вам нужно договориться-кому чего играть. вы не представляете что такое кларнет, кларнетист не представляет что такое гитара. Ноты в данном случае-это универсальная разменная монета. Другие способы тоже возможны, даже сыграть на слух. Но табулатура годится тут менее всего. Особенно для кларнетиста.

По большому счету мне просто не нравится тенденция, табулатруры-для электрогитаристов, ноты-для музыкантов. Слишком стереотипное мышление. Дайте нотам шанс :)

По поводу длины ремня, могу сказать, что я очень много времени провел с классической гитарой, играя исключительно сидя. Нетрудно догадаться, что и на электрогитаре я применял классическую постановку рук. Но когда надо было выйти на сцену и завести публику достаточно тяжелым роком-сидеть на стуле-профанация идеи. Я просто, сидя на стуле, подогнал ремень так, чтобы при игре стоя положение гитары относительно рук и плеч не менялось.

Ну и напоследок, хочу вспомнить совет Виктора Зинчука, данный им в его видеошколе-не надо заострять внимание на том, играть ли вам медиатором или пальцами. Есть много интересных примеров электрогитаристов, которые никогда или практически никогда не пользовались медиатором. Самые яркие из них-Марк Нопфлер и Джеф Бек. Майкл Ли Феркинс и Стив Морс удачно комбинировали звукоизвлечение пальцами и медиатором. С одной стороны-можно попробовать, что вам ближе, с другой стороны-это просто арсенал возможностей, поэтому желательно освоить разные виды звукоизвлечения. Сергей Маврин вообще решил не становиться клоном многочисленной армии электрогитаристов и придумал свою "фортепианную" технику звукоизвлечения, которую классические гитаристы назвали бы-легато, исполняемое исключительно правой рукой.

Творческих вам успехов