2 упражнения на улучшение голосоведения

Упражнения для развития гитарной техники

А в чем вопрос?

Одной из тех отличительных черт, которые выделяют новичка или гитариста-любителя среди опытных исполнителей часто является неумение сыграть красиво обыкновенную мелодию. Случалось ли вам биться над тем, что "соло" на гитаре не звучит так, как в записи или на youtube? Казалось бы все уже сделано, что можно - выучен нотный текст, разобрана и доведена до автоматизма сложная аппликатура, а мелодия при этом звучит грубо и коряво? Если да, то самое время обратить внимание на то, как вы эту мелодию исполняете.

 

Преодоление сложности в теории

Дело в том, что струны гитары реагируют на все, с чем они соприкасаются. И часто бывает, что неопытный гитарист не способен все проконтролировать самостоятельно. Конечно же, в идеале такому музыканту надежнее всего порекомендовать хорошего учителя. Однако, давайте попробуем разберем проблему заочно.

Во время игры легато (а именно легато чаще всего требуется для ведения мелодии) обе руки гитариста должны синхронно, одновременно прижимать и извлекать звуки. Если какая-то из двух рук отстает или опережает другую, то слушатель слышит "сбои" в голосоведении. Таким образом одна из проблем плохого легато (аналогично в данном случае проблеме голосоведения) может быть решена упражнениями на координацию рук.

Но если посмотреть ещё пристальнее, то до того, как руки начнут играть что-то скоординированно, каждая рука должна научиться играть в отдельности правильно. А именно, пальцы правой руки должны соприкасаться со струной в самый последний момент до извлечения звука. Ведь если поставить палец ранее на струну, на которой уже звучит предыдущая нота, то это нота прервется. Таким образом подготовка пальцев при исполнении мелодии на легато выглядит сомнительно.

Аналогичная ситуация и в левой руке. Например, если нужно сыграть на одной струне два звука, то чтобы не заглушить предыдущий звук, палец, который нужно прижать для последующего звука должен оказаться на струне в самый последний момент перед звукоизвлечением. И ни раньше, ни позднее. В противном случае между таким двумя звуками образуется короткая, но очень заметная пауза.

Упражнения нам помогут

Существует множество примеров упражнений на описываемые виды техники. На координацию рук, на легато в правой и левой руке. Некоторые из них сложнее, заковырестее и рассчитаны на продвинутых гитаристов, в то время как другие совсем просты и окажутся под силу начинающим исполниетлям на гитаре.

       Техника современной классической гитары (упражнения для продвинутых гитаристов)

Прежде, чем вы начнете играть эти упражнения, подумайте ещё раз об их предназначении. Из этого должны последовать несколько выводов:

  • торопитесь медленно. это не упражнения на скорость. их цель - плавное голосоведение
  • добивайтесь качественного звука. не позволяйте себе допускать и оставлять без внимания звуковые погрешности (длительности нот одинаковы, паузы между звуками должны отсутствовать)
  • работайте над упражнениями последовательно. правая рука. левая рука. координация. 
  • возврат к главной задаче - мелодия, которая должна зазвучать красиво. в таком случае не стоит играть всю пьесу целиком. отработайте только то, над чем вы именно сейчас работаете.

И ко всему вышенаписанному прилагается видео, специально записанное для этой статьи.

Приятного музицирования!

материал подготовил Роман Ташпулодов

2 простых упражнения гитариста. Голосоведение

Комментарии

Спасибо!

У фламенкистов стаккато называется приёмом пикадо. Так ведь?. А вот теперь вопрос про левую руку. Слышал от знакомых домристов, что они пальцы левой руки бросают для достижения скорости (получается что стаккато бысрее на высокиких скоростях?). Они это объясняли тем, что это убирает "хватательный" рефлекс. Про скрипачей тоже самое прочитал тут недавно. Но тем неменее профессиональный электрогитарист, принципиально играет всё именно не убирая пальцы левой руки (получается легато), объясняя это тем что так быстрее.

По поводу пикадо не совсем верно. У фламенко гитаристов пикадо - это не стаккато, а то, что у классических гитаристов называется апояндо.

Относительно других инструментов ничего сказать не могу, это могли бы быть лишь мои догадки. Относительно сознательного использования стаккато во время игры упражнений на классической гитаре могу пояснить. Это стаккато - результат подготовки пальцев. А подготовка пальцев является очень эффективной методой для отработки мелкой техники.

Поясните пожалуста, что значит-бросают пальцы?
Если речь про то, что они не оставляют их на грифе...ну во первых-давайте уточним, что домра, скрипк и электрогитара-это все таки несколько разные инструменты со своими особенностями звукоизвлечения. 
Ну и потом-тут речь шла о несколько другом-не развитие скорости, а улучшение голосоведения, как добиваться слитности звучания, чтобы не рубить музыкальные фразы на куски.
Что касается вопроса скорости-скорее всего имелось в виду следующее-пальцы левой руки надо подготовить заранее для того, чтобы нужная нота прозвучала когда ей положено, и касается это прежде всего гаммообразных пассажей. Если долго держать пальцы на тех нотах, которые уже прозвучали и переставлять их в последний момент-то это либо мешает скорости, либо способствует грязи, поскольку переставление пальцев в последний момент влечет за собой излишнюю суету. Ну и вообще то-это все зависит от отдельно взятого произведения, где то уместно одно, где то другое.
Что касается электрогитары-чаще всего-она сделана из цельного куска дерева, у нее выше сустейн, плюс там все подзвучено, а то и эффекты какие добавлены-вроде компрессии и перегруза, когда одну ноту можно тянуть бесконечно, как на скрипке-на классической гитаре это невозможно, и уж тем более на народных инструментах, где длительность звучания ноты не такая большая. Если говорить о скорости-можно рассмотреть два момента-звукоизвлечение на электрогитаре как и положено-правой рукой, щипок или удар медиатора. Весьма вероятно, что для этого больше подойдет вариант со своевременным переставлением пальцев, а значит-и убирать с предыдущих нот их нужно своевременно, тем более что в электрогитаре желательно глушить ненужные струны, особенно на перегрузе-как уже говорилось выше-они могут звучать бесконечно  долго, а это не всегда требуется в произведении, и тем более в скоростных пассажах. А вовремя убирая пальцы с уже сыгранных нот как раз способствует своевременному глушению ненужных струн. 
Есть другой способ звукоизвлечения-он выглядит эффектно, так что многие гитаристы им "злоупотребляют". Извлечь красивый звук на электрогитаре очень легко, для этого достаточно одной руки-хотел сказать левой, но нет, позже объясню почему.
В классической гитаре это как раз и называется-легато, когда звук извлекается либо ударением пальца левой руки по струне, либо сдергиванием, а электрогитаристы используют ислючительно английские термины Hammer on и pull of. Но поскольку звукоизвлечение на электрогитаре очень простое, то можно таким способом играть целые пассажи, а то и вообще концерты. В основе такого звукоизвлечения как раз и лежит способ-не убирать предыдущий палец, пока ты не сыграл следующую ноту восходящего легато, или хаммер она, или заранее поставить следующий палец при нисходящем легатто-пулл оффа. Яркие примеры-вот тут как раз и видно, почему я не упомянул левую руку-Микельаджело Батио

https://www.youtube.com/watch?v=iQ8ml7eENuI

 

и Сергей Маврин, порешивший, что играть стандартным звукоизвлечением-скучно, с тех пор все соло партии играет исключительно правой рукой.

https://www.youtube.com/watch?v=2SJl9X15By0

у последнего хорошо видно-зачем оставлять пальцы на струнах-но только при таком звукоизвлечении. 

Понятно, про "бросание" пальцев в левой руке- они не держат их. То есть 1-2-3-4 быстро коснулись грифа и сразу же поднялись. когда первый палец прижал свой лад, он сразу же поднимается, а следом падает второй. То есть после четырёх нот хроматизма на грифе остаются не четыре пальца, а только мизинец.То есть как стаккато левой руки на видео. Просто это очень интересная для меня тема. Ведь разговор тут не столько про голосоведение, сколько про штрихи. А пикадо выходит будет если играть штрих- стаккато, приёмом звукоизвлечения- апояндо. А если  приём- тирандо, штрих- стаккато, то отдельного термина для этого нет?

По моему вы все усложняете. В какой то момент надо уже перестать думать о технике и начинать играть музыку. Конечно же без техники никуда, но не всегда стоит зацикливаться исключительно на технике, и уж тем более на терминологии. Тем более, что зрителей можно убедить музыкой, а не техникой. Техника-это средство, а не цель гитариста. 
Ну и потом-я не совсем понимаю, что такое-штрих. В смысле-я никогда не оперировал этим термином. Стакатто-это отрывистое исполнение, и я относил это имено к звучанию. ну вроде-сыграл и приглушил, чтобы звук был короткий и отрывистый. Звук, а не штрих. И для меня-это прием композиции, а не техники звукоизвлечения. Например-вспомните хотя бы легендарное вступлнеие пессни АББЫ Money Money Money. Да и пульсацию клавишных во время припева. Если убрать стакатто, то у песни теряется ее шарм
http://www.vevo.com/watch/abba/money-money-money/SEAY87601060

При этом-о стакатто на гитаре там нет и речи. И вот мы опять вернулись к голосоведению, авторской трактовке произведения и пониманию музыкальной, а не технической части исполнения. Техника нужна для исполнения музыкальной части. Кстати, я часто встречал людей, которые мыслили как раз музыкально, и при абсолютно кривых пальцах смотрелись как музыканты более интересно, нежели технически подкованные, но которые мыслили технически, а не музыкально. 
Ну и о больших скоростях...мои соболезнования Пушкину и Римскому-Корсакову, а также их сказке о царе Салтане. На западе мало кто знает, кто такой Пушкин, и уж тем более не в курсе, кто такой Царь Салтан, зато полет шмеля и Римский-Корсаков значатся как великие классические каноны. Ну и есть группа людей, который в шутку называют участники специальной олимпиады-гитаристы, старающиеся выжать как можно больше нот в секунду. Почему то свет сошелся клином имено на полете шмеля, ну и в книгу рекордов гинеса попадают имено с этим произведением. Оно конечно интересно иметь быстрые пальцы, только от образа шмеля в конечном итоге не остается ничего, в какой то момент проще заменить гитариста высокооборотной дрелью с медиатором вместо сверла, и никто не услышит разницы. Слава богу-Римский-Корсаков не в курсе, как используется его произведение. 
Так вот, можно развить такую скорость, что звучать будет настолько слитно, что там уже не разберешь-стакатто это или нет. Если конечно мы с вами стакатто понимаем одинаково-прерывистое звучание, а не технический прием. Конечно, добиваться такого звучания проще всего, когда кладешь пальцы на струны сразу после звукоизвлечение, только технически это называется глушение струн, а не стакатто-я так думаю. Так что-давайте для начала приведем терминологию к общему знаменателю, иначе дальше мы будем общаться, не понимая друг друга. 

вы абсолютно правы- в конце концов главное это музыка. Можно играть какими угодно пальцами- если это звучит убедительно, красиво, завараживающе, раскрывает смысл и образ произведения, то это прекрасно. И совершенно второстепенно каким образом это достигается. Но тут идёт речь о механизмах игры. Ведь можно играть очень отрывисто- будет маркато (поддчёркивая) или с треском (пиццикато бартока вроде называется)- всё это я отношу к области артикуляции или штрихам, то есть разное звучание звука. Голосоведение для меня это скорее построение фразы, мотива- где можно взять дыхание, какую ноту нужно подчеркунть, а что нужно нивелировать. А в целом это скорее к полифонической музыке относится- вот голоса нужно вести так вести).