Электрогитара - от теории к практике (урок 2)

  Надеюсь, вы отработали упражнение из предыдущего урока и уже достаточно хорошо чувствуете расстояние между струнами. Сегодня мы пойдем дальше. До сих пор вы пользовались лишь ударом вниз, я буду называть его – даунстрок. Но есть еще и удар вверх – апстрок и хороший гитарист постоянно их чередует, повышая тем самым скорость своей игры. Такая техника называется переменным штрихом (ПШ). И очень важно с самого начала вашей гитарной практики выработать правильные навыки игры ПШ.

  При игре переменным штрихом, особенно на первых порах, следует всегда напоминать себе, что вы играете именно переменным штрихом. Потому что когда у вас мало опыта, довольно сложно придерживаться постоянного чередования ударов вверх и вниз. Вы всегда должны играть на той скорости, на которой вы играете чисто. Не думайте, что играя с грязью, рано или поздно вы вдруг начнете играть без ошибок. Этого не произойдет!  И наконец – играйте только под метроном. Так вы сможете контролировать свою скорость и свой прогресс.

  А теперь перейдем к практике. Перед вами хроматическое упражнение. Чуть ниже я поясню, что это значит. А пока просто попробуйте сыграть его. Помните, что необходимо постоянно чередовать удары медиатора: вниз-вверх-вниз-вверх и т.д.

 

Уроки игры на электрогитаре

  Не забывайте чередовать игру на дисторшн с игрой на чистом звуке. Это поможет вам контролировать, что в действительности делают ваши руки. В первом упражнении используются шестнадцатые – это значит, что вам надо играть по четыре ноты на каждый удар метронома. Правильно выбирайте скорость.

  А теперь небольшое углубление в теорию музыки. Вы, должно быть, знаете, что звуковысотное расстояние, т.е. интервал между двумя любыми ладами на гитаре – пол тона (малая секунда). Существуют и другие интервалы – тон (большая секунда), полтора тона (малая терция) и т.д. На данном этапе нет необходимости запоминать их все. Под хроматикой подразумевается (если очень сильно упростить взгляд на вещи) следование друг за другом двух и более полутонов, как в первом упражнении. Полный хроматический звукоряд насчитывает двенадцать ступеней. Пять натуральных: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. И пять альтерированых, то есть повышенных либо пониженных на пол тона (альтерация – повышение либо понижение ноты): ДО ДИЕЗ/РЕ БЕМОЛЬ, РЕ ДИЕЗ/МИ БЕМОЛЬ, ФА ДИЕЗ/СОЛЬ БЕМОЛЬ, СОЛЬ ДИЕЗ/ЛЯ БЕМОЛЬ, ЛЯ ДИЕЗ/СИ БЕМОЛЬ. Заметьте, что не существует ми диеза, фа бемоля, си диеза и до бемоля.

В англоязычно литературе они обозначаются следующим образом:

ДО – С

РЕ – D

МИ – E

ФА – F

СОЛЬ – G

ЛЯ – A

СИ – B (H)

 

  Диез обозначается знаком #, бемоль – Ь. Однако помимо хроматики существует так же и диатоника. Это всем нам известные мажор и минор (позже мы рассмотрим их разновидности). В диатонических гаммах полутона чередуются с тонами. Упражнение 2 – натуральный СОЛЬ мажор.

 

Упражнения на электрогитаре. Натуральный соль мажор

  Это упражнение немного сложнее первого за счет того, что переходы со струны на струну осуществляются в произвольном порядке, а не через каждый четыре ноты. Отрабатывайте эти два упражнения, до тех пор, пока не будете чувствовать, что вы неплохо справляетесь. Постарайтесь довести скорость игры до 60-70 ударов в минуту (УВМ). Как я уже сказал, необходимо играть по четыре ноты на каждый удар метронома. Удачи!

Комментарии

Ход мысли статьи правильный, но изложено как то....для начинающих, не знакомых с терминологией будет сложновато разобраться. Поэтому пара дополнений.

Апстрок и даунстрок-английские термины, которые заимствуют электрогитаристы и действительно означают удар медиатором сверху или снизу. Зачем это надо? Простая логика-ударив струну медиатором сверху мы переносим руку вниз относительно струны, следующие движение руки будет вверх, так почему бы во время движения не ударить струну снизу? так вот и получается переменный штрих. Независимо от того, хочешь ли ты играть быстрые пассажи или просто мелодичное соло с большими ферматами (тянуть ноту очень долго), логика остается неизменной-исключать ненужные движения, так проще контролировать руку, и соответственно-звук. Для отработки ровного звукоизвлечения переменным штрихом, далеко не всегда нужно зажимать струны. можно отработать и на открытых. Когда доведете до такого состояния, что будете играть переменный штрих не задумываясь, легко, можно приступать к хроматическому упражнению. Один немаловажный момент-ноты на первых четырех ладах следует брать разными пальцами. На первом-указательным, на втором -средним, на третьем-безымянным, на четрвертом-мизинцем. 

Дисторшн-это такой эффект, получаеммый при помощи перегруза входного сигнала гитары, дает знакомый жужжащий звук. Прибор получения такого эффекта обычно носит одноименное название, может быть изготовлен как в виде отдельной педали, включаемой ногой,или в виде фунцкции мультиэффектного процессора для обработки гитарного звука, а так же -чаще всего-как дополнительная функция гитарного усилителя. Эффекты перегруза могут также носить название драйв (овердрайв) или фаз эффект. Принцип действия у них одинаковый, звук может отличаться. 

Теория музыки затронута в статье слишком поверхностна и может сбить с толку начинающих. Поэтому могу порекомендовать выучить ноты самостоятельно, тем более это не трудно-их всего семь-а так же выяснить расположение нот на грифе гитары-для начала хотя бы до пятого лада, познакомиться с понятием октава, а еще выучить наизусть какие ноты можно извлекать на открытых струнах. Информацию можно найти практически в любом приличном самоучителе по гитаре или в интернете-хотя бы в википедии. Когда ознакомитесь с вышеизложенным, можно познакомиться с понятиями диез и бемоль. Но-не пытайтесь освоить все сразу, приступайте к следующему материалу, когда будет освоен предыдущий. И уж для совсем начинающих лучше не зацикливаться на понятиях-хроматика и диатоника, основываясь на поверхностной инфорамции, тем более для первых шагов на гитаре они непринципиальны.

Отрабатывая гамму соль мажор нужно помнить следующее-пальцы левой руки не использовать спонтанно, вразброс, по настроению или играть как придется, а определиться, какую ноту будете играть каким пальцем, и играть данное упражнеие одними и теми же пальцами всегда. В данном случае оптимальным вариантом будет следующее: независимо от струны, все ноты, которые будут зажиматься на втором ладу брать указательным  пальцем, на третьем-средним, на четвертом-безымянным, на пятом-мизинцем. Кстати, здесь очень хорошо подходить постановка левой руки из классической гитары, а именно-зажимать струны кончиками пальцев, а не плоскостью, стараться  чтобы все пальцы были перед грифом, и ни в коем случае не применять сверх усилия. для того, чтобы гитара звучала-а тем более электрогитара, достаточно точно поставить палец на лад, не прижимать, а именно поставить. Ну и по поводу работы с метрономом-принядо в большинстве случаев принимать за удар метронома четверть. на самом деле это условности. вполне возможно, что вы научитесь извлекать каждую первую ноту из группы четрырех шестнадцатых вместе с ударом метронома, но они будут крайне неритмичны именно между ударами метронома. Можно в качестве опоры принять удар метронома за шетнадцатую ноту и играть по одной ноте на удар метронома. Многие современные электронные метрономы можно настроить так, чтобы он делал акцент через определенное количество нот-в данном случае- на каждые четыре удара приходится один акцентированный. Он и будет основным ударом метронома, а прочие три помогут не отклоняться от ритма между основными ударами.

Ну и напоследок-золотое правило для всех музыкальных инструментов-не играйте быстро и не гонитесь за скоростью. учитесь играть в медленном темпе-но при этом следите за техникой и четким звукоизвлечением. Именно в медленном темпе развивается моторика. Когда вы научитесь играть четко в медленном темпе-получится в быстром. Если вы начнете пробовать исполнять это как можно быстрее, даже освоение самого протого упражнения сможет продлиться пол года вместо пары недель. 

Хороший сайт, вот такой редко встречается. Благодарю автора за труды.