Как помочь ребенку выучить ноты

При изучении нот на гитаре часто дети сталкиваются с трудностями, особенно ученики младшего школьного возраста. Существуют 2 основные проблемы, возникающие при изучении нот.

1. В школах на уроках сольфеджио дети начинают знакомиться с нотами первой октавы, в то время как на гитаре обучение начинается с нот второй октавы. Мне приходилось сталкиваться с тем, что дети классифицировали ноты, изучаемые на уроках сольфеджио (и фортепиано) как какие-то одни ноты, а ноты для гитары - как совершенно другие ноты, таким образом в сознании не складывалась цельная картина нотной грамоты. Но это характерно именно для учеников младшего возраста.

2. Сложности при изучении нот возникают у учеников, которые не посещают музыкальные школы. К этой категории можно отнести учеников самого разного возраста. Для них учитель по гитаре становится и учителем по теории музыки одновременно. Если ученикам постарше можно легко объяснить основы теории музыки, то с детьми помладше педагог испытывает двойную нагрузку (обучение и гитаре, и теории одновременно). 

В данной статье я кратко изложу свои идеи по изучении нот на гитаре преимущественно для детей младшего (среднего) школьного возраста. Буду рада если кому-то они пригодятся.

Материальная база. Нам понадобится линейка и набор цветных карандашей или фломастеров, альбом для рисования или набор белой бумаги в папке (для самых юных учеников) или тетрадь для нот (для учеников постарше).

А теперь шаги изучения нот.

1 ШАГ. Педагог объясняет ученику самую основную информацию о нотах. 

- нот всего 7 (до-ре-ми-фа-соль-ля-си)

- ноты сменяют друг друга в звукоряде непрерывно и в определенном порядке. Хорошим аналогом могут послужить дни недели, т. к . после вторника всегда идет среда, а не наоборот. Следует отметить непрерывность смены нот по кругу, т. е. после воскресенья всегда наступает понедельник и неделя опять начинается заново. Для совсем юных гитаристов подойдет и образ радуги с 7 цветами в определенном порядке.

- теперь надо это нарисовать на бумаге (см. фото 1). Каждой ноте мы присвоим свой цвет - опираясь на цвета радуги.

2 ШАГ. Исполняем самые простые песенки сначала на одной ноте, а затем на 2 и 3 нотах.

В качестве песенок могут служить простые фразы  или детские стихи, сыгранные на 1, 2 или 3 нотах. Пример - фраза - "Кто играет на гитаре?" - может быть сыграна на 1 или более нотах. После сочинения и исполнения мы берем альбом или тетрадь и записываем ноты и слова.

Очень важно РАЗУКРАШИВАТЬ каждую ноту своим цветом! 

Также можно и нужно вслух проговаривать нота ми - желтая нота и т. д. после игры и исполнения песенок. Как записать песенки можно увидеть на фото 2.

При подборе песенок важна роль педагога - именно он должен выбирать фразы и стихи с подходящим на данный момент обучения ритмом. Я пока не буду останавливаться на порядке изучения длительностей, в надежде сделать это в следующей статье. Сам порядок изучения длительностей требует отдельного рассмотрения.

3 ШАГ. Определяем порядок изучения нот.

Просто перечислю ноты в том порядке, который как мне кажется наиболее легко запоминать и исполнять. Все эти ноты могут быть легко выучены в течении учебного года без перегрузок со стороны ученика и его учителя.

Первая струна - ми открытая, фа (1 лад), соль (3 лад)

Вторая струна - си открытая, до (1 лад), ре (3 лад)

Третья струна - соль открытая, ля (2 лад)

Четвертая струна - ре открытая, ми (2 лад), фа (3 лад)

Пятая струна - ля открытая, си (2 лад), до (3 лад)

Шестая струна - ми открытая, фа (1 лад), соль (3 лад)

Особое внимание придется обратить при изучении одинаковых нот из разных октав. Пример, нота ми - есть открытая первая струна - ми на четвертой струне (2 лад), ми - шестая открытая. Следует акцентировать внимание ребенка на том, что это одна и та же нота, одного и того же цвета, но разной высоты звучания. Хорошо будет опереться на художественный образ, например, на первой струне - это был маленький белый добрый барашек, на 4 струне - эдакий баран коричневый взрослый и не очень миролюбивый, а на 6 струне и вовсе старый и очень злой черный баран:)

Для совсем юных гитаристов 5-6 лет будет достаточно изучения открытых 4, 5, 6 струн. Диезы и бемоли на мой взгляд лучше изучать во второй год обучения. Но если речь идет об обучении людей постарше, то все зависит от способностей ученика.

4 ШАГ. Все дальнейшее изучение нот - это просто добавления новых нот и усложнение нотного материала.

Здесь, конечно, не обойтись без помощи педагога. Добавление каждой новой ноты возможно только после КРЕПКОГО усвоения всех предыдущих. Это значит, что не просто новый урок - новая нота, а все будет зависеть от степени прочности усвоения материала. Не надо спешить, чем прочнее заложится "нотный фундамент", тем крепче будет стоять ваш "музыкальный дворец".

Каждый урок следует играть и повторять все пройденные раньше ноты, читая их с листа в виде простых песенок и играя их с названием.

Ученикам, которые начали знакомиться с нотной грамотой в старшем или среднем школьном возрасте вполне возможно совмещать изучение нот и одновременное изучение произведений, выученных просто "с рук" преподавателя. Это поможет усовершенствовать игровые исполнительские движения и сделает учебный процесс более интересным (не застревая только на простых стихах и детских песенках).

Базовый набор стихов и песенок можно найти в пособии 11 уроков для юного гитариста в нотном разделе. Но не бойтесь сами экспериментировать  со своими собственными текстами и даже текстами ваших учеников. Они порой бывают очень забавными и яркими.  

Данная статья отражает взгляды автора и опирается на идеи многих ранее существовавшие методики изучения нотной грамоты. Это попытка переосмыслить и использовать все лучшее накопленное в музыкальной педагогике для изучения нот на гитаре. Если вы являетесь поклонником иных методов запоминания нот - пишите комментарии и мы с удовольствием обсудим ваши взгляды.

Ксения Немера

Комментарии

В своей  практике я  также столкнулась с проблемой,когда в  сознании учеников нет цельной  картины нотной  грамоты или , как я  называю ,  "каша" в  голове . Ноты осваиваются,как  пишет  автор,  сначала  на первой  струне,  затем на второй, третьей  и т.д., где берётся за основу открытая струна  .  Один замечательный  гитарист, педагог  со стажем рассказал  о своей  методике нотной грамоты на гитаре,  которой и я теперь  пользуюсь. Она не зависит от строя и состоит в  том,  что сразу объясняются  ноты первой  октавы и даются песенки   на одной ноте( ре), затем на двух (до-ре),  далее на трёх( до-ре-ми) и т.д, добавляя каждый раз следующую ноту.После освоения нот первой октавы играем гамму и небольшие пьески. Потом проходим вторую  октаву по тому же принципу. И позже   изучаем ноты малой.Играем песенки  на всех струнах, прижатых  и открытых,закрепляя освоение нот  всех пройденных октав.Так у детей складывается ступенчатое восприятие нот(" ступеньки"), и они  с лёгкостью находят нужную им ноту в любой октаве.

Без "каши в голове" тоже никак к сожалению. Опыт он с практикой приходит -и еще все сами набивают свои шишки что ли.

Наверное ошибки неизбежны и в жизни, и в обучении, и в освоении нот. Но надо дать ученикам немного времени и они сами во всем ПРАВИЛЬНО разберуться . Каша постепенно уляжется и если педагог проявит минимум терпения то , все будет в порядке. Так возможно стоит терпеливо ученикам все объяснить и у них хорошо сформируется "ступенчатое восприятие" и они легкостью найдут нужную ноту.

У  каждого  педагога   своя методика обучения, сформированная  на  его  опыте,на каких-то методических разработках, идеях  т.д. И, наверное, особенно радует,когда ученик  успешно  проходит  этап  освоения нот  на гитаре за короткий  промежуток  времени.Безусловно  для  каждого  ученика  он индивидуален и зависит не только от  способностей ребёнка, от терпения учителя, но и от методики преподавания. Поэтому, чтобы помочь ребёнку правильно сформировать в  его  голове  нотную систему и чтобы не было, как справедливо  пишет  автор, "классификации нот на  одни (по сольфеджио) и  другие ( по гитаре) ",  я считаю, что начинать изучение нот  на гитаре следует всё-таки с первой октавы.

Спасибо,Ксения  за  вашу  статью. Думаю  также, что пример изучения нот  благодаря цветовой  методике будет интересен  и полезен не только детям, но и педагогам.     

Все верно верно Оксана - и ноты разноцветные :) и октава первая:) это идея просто супер!

к каждому ученику приходится искать свой подход, да и скучно годами учить одинаково.

Эх Вы кретивЪщики:) С Вами не заржавеешЪ...

К каждому ученику свой подход...Это точно...Но и изучение нот на гитаре --это не только простое знакомство с ними,а в первую очередь и постановочные моменты...В своей практике мы начинаем  изучать  ноты именно с первой октавы..с 4 струны...потом 5 ...как бы в обратную сторону...здесь больше акцент даже не на ноты,а на постановку правой руки...звукоизвлечение пальца "р"...а вот след.этап это 3 ,2,и 1,струны...В работе с начинающими мы опираемся на школу В.Калинина...В его сборнике хорошая  нотная подборка .. Хотя сейчас наши бел.композиторы тоже очень активно пишут для малышей...каждую струну и ноты на ней можно закрепить еще и ритмическими пьесками-упражнениями ,которые очень хорошо проиллюстрированы у И.Шошина  в сборнике для начинающих...Очень нравится детям исполнять простые пьески под аккомпанемент педагога...В его сборнике и счет(подсказки для ученика),кстати ему и самостоятельно будет просто справиться ,и гармонизация -(подсказки для педагога)...Но даже при такой детальной работе есть дети ,которые при переходе на др.струны могут напрочь забыть предыдущие  ((...это особенности развития каждого ребенка...тут надо набраться терпения ...иногда приходится начинать все сначала...