Гитарист должен быть шизофреником

  Необычное название, согласен. Навеяло вчерашнее занятие по специальности с моим профессором. А точнее, дело было так. Мы работали снова над мазуркой Александра Тансмана, разбирали все до мелочей. Вдруг Андреас говорит, что хороший гитарист должен быть шизофреником. Я сразу не понял значение этого слова на немецком языке, однако потом он разъяснил, что Ты, т.е. я, должен одновременно быть дирижером оркестра и все регулировать и контролировать в своей игре, а с другой стороны исполнителем, гитаристом. А это получается уже раздвоение личности. А что такое в одном мозгу, в одном человеке сразу две реальности???. Правильно. Это и есть шизофрения). Но это слово не звучало как-то обижающе или оскорбительно как в нашем языке мы слышим. А наоборот. Даже как-то любя. Причем, он говорит, что хорошие исполнители полностью шизофреники. Правда, потом он сказал, что он пошутил, наверное, как раз в тот момент когда я задумался о хороших исполнителях и моих возможных перспективах... В любом случае, я ещё раз убедился в интересности занятий. Каждый раз ухожу оттуда на позитиве. Каждый раз что-то новое. Причем, я ни в коем случае не хочу сказать, что занятия в наших заведениях были для меня неинтересны, однако, простите меня, разницу я чувствую хорошо. Не вдаваясь в подробности почему так у нас, кто виноват и что делать.

  Вот ещё один пример. Только что вернулся с курсов немецкого языка. Ребята из Коссово, Ирана, Африки, Турции и, кажись, то ли из Америки, то ли из Англии в нашей группе. Совершенно нормально пьют чай себе прямо на уроке, из больших чашек. Для нас многие вещи кажутся новыми, а дли них это норма. Говорили, кстати, сегодня о сервисе в Германии. Боже, они ругаются на свой сервис, говорят, что лучше в таких странах как Америка, Швейцария, Япония... Им не нравится сервис в Германии. Я сказал, что им нужно посмотреть сервис в Беларуси, России, Украине, чтобы понять насколько у них "плох" сервис, обслуживание клиентов. Естественно, все познается в сравнении, естественно, в Америке должно быть лучше в этом плане и было бы удивительно, если бы было иначе. Но.... для нас и нашего брата вообще многие вещи тем более удивительны. Нет, мы не испытываем "штресса" как они, по всякой фигне типа автобус опоздал, лифт не работает или ещё что. Я имею ввиду удивление оттого на каком другом уровне они находятся и при этом кажется все так просто, так естественно. Тот же чай. Почему нет? Культура же не проявляется в том пьем мы чай на уроке или только в столовой, или, как у нас, пьем ли пиво на улице (у нас за это штраф теперь дают, а в отдельных случаях и посадить могут на несколько дней, боюсь. И то ли ещё может быть). Культура, скорее проявляется в отношении человека к другим людям, к окружающему миру, в любви и осознании значимости жизни и человеческих отношений и т.д. И если человек уже способен понять хотя бы эти истины, то говорить о культуре с ним специально просто нет необходимости. Конечно же, я не хочу идеализировать. Далеко не так. Их школьники запросто ставят ноги с ботинками на сиденья в трамваях. У нас - это уже просто наглость. Но при этом немецкие школьники делают это с невинными лицами, значит даже не понимают, что они делают. А это уже другая стадия. Когда человек осознает, что он делает плохо и все равно делает это - это одно сознание, но бессознательные гадости - это уже другое. Да что я вообще говорю. "Понесло" меня на все темы сразу. Просто мысли. Человек я впечатлительный. Но, возможно, кому-то это однажды может быть полезным. 

  p.s. да. Так вот урок по немецкому прошел в той же дружественной обстановке. Хотя, я к нему совершенно не готовился, "лажался в каждом такте". Однако - одни смайлики вокруг были, понимание и желание помочь. У нас на курсах немецкого в Минске, кстати сказать, было точно так же, очень доброжелательно. Но вот до чая так и не дошло. А носители языка приедут на наши курсы разве что из Венесуэлы, при всем уважении, поймите, хотя.... думаю, и они не скоро у нас будут обучаться. Закрытая у нас страна становится. И люди закрываются, хотя, по природе своей мы очень великодушны. Но что с нами происходит....О. . И тут Остапа понесло... Пойду-ка лучше просплюсь. Шизофрения одолевает совсем уже..

Комментарии

Шизофреники....они мне  со времен увлечением психологии не дают покоя...но то, о чем Ты говоришь, мой друг, называется не шизофренией, а всего лишь "множетсвенной личностью". Хотя, согласна, в названии статьи звучит впечатляюще:)

И так, множетсвнная личноть...Ты, как исполнитель, должен одновременно быть дирижером оркестра, все регулировать и контролировать в своей игре, а с другой стороны -  гитаристом. Я, как дизайнер, должна одновременно и генерировать идеи, воплощать их в жизнь, а  в то же время, иметь твердую уверенность в том, что  делаю все правильно, то есть анализировать и критиковать, далее, за неимением (ПОКА!) менеждера, я должна сама контактировать с заказчиком, находить с ним общий язык и...делать свою работу...Далее, как экономист, должна буду расчитать, как мне распорядиться с з.п., что бы накопить на мою ненаглядную и доргую яхточку...и так до беконечности. Любое дело, которое только может прийти на ум, можно разбить на несолько "личностей", эти "личности", в определенный период, занимает доминирующую позицию. Так и в жизни, так и в отношениях... вот только вопрос в другом...тогда чем мы отличаемся от болных...хм...кажется, что больные от нас ничем:)

 Захотелось мне яду подлить про культуру и улыбки с пониманиием всех и всего. Западные люди на работе всегда улыбаются клиентам. Это закон -будешь злой и хмурый -никто к тебе не придет. Их улыбка чисто формальная и автоматическая. И хорошо что вы не знаете о чем они сейчас думают.
Ну вот конкретный пример .Играет ученик и ошибается -ну превосходно -работа учителя похвалить все хорошее и сделать пару замечаний. И все конечно сопровождается улыбкой.Ибо всем нужны клиенты. Если у ученика ухудшиться настроение и о! не дай бог упадет самомнение -то его ты больше не увидишь  и свою зарплату тоже.(А кушать хочется каждый и день и даже несколько раз в день) Вежливость на работе -прежде всего.
В этом заключается огромная разница между белорусскими Вузами и западными. В белорусских вузах преподавателя выгнать просто за отсутствие улыбки или даже грубость не возможно.Все сидят на гос.зарплате-уволить можно за пьянство (и то не всегда)или за полный криминал (по статье) -а на западе уч.заведения частные-если будет мало желающих учиться у преподавателя-вуз будет терять деньги. так что вежливость прежде всего.

Культура. Западная культура :типа не мусорить и пьяным не шататься в общественных местах-выработана суровыми законами-которые существуют довольно давно. Будешь мусорить и хулиганить -выпишут штраф или еще какие меры примут.
Вот народ и привык соблюдать какие-то нормы приличия. Школьники и молодежь всегда были и будут анархическим элементом во всем мире -толком их наказать нельзя .сил и энергии много-а мозги еще соображают как-то своебразно. И вообще вспомните себя .услышав слово "нельзя"-сразу хотелось все сделать наоборот.Короче все доброе насаждается силой (добро должно быть с кулаками)

В современном мире наука и искусство(в смысле исполнительское музыкальное искусство) дошло до очень высокого уровня развится. И человеческому сознанию надо буквально разрываться между многими задачами одновременно. Вспомните лет 300 назад :ученый мог быть и художником и поэтом одновременно.А почему? А потому-что он был знатный человек-всю домашнюю работу делали слуги да и на работе с утра до ночи редко кто находился по 8 часов в день. Было время для занятий. И к тому же и искусство и науки были на совершенно на ином этапе развития. И ты мог и там . и там .и здесь что-то сделать.А теперь наступил век узкой и очень узкой специализации.
Сейчас чтобы стать хорошим исполнителем надо контролировать и сам муз .текст и качество звука. и выразительность исполнения и все это вместе взятое должно быть на уровне. И самое главное все стремяться соостветствовать стандарту и играть вживую как на CD. А так ли это было пару веков назад? Мы и не узнаем. Может вообще люди музицировали для удовольствия -при этом импровизировали (а не дословно играли авторский текст)-а может темпы были скромнее -а размер гитары меньше и расстояние между ладами уже -и играть на ней бало легче.
 Возможно эта строгая зажатость в рамки и доводит музыкантов до творческой "шизофрении"?

Ну опять же западную жизнь можно воспринимать по разному. В бывшем СССР меня нередко останавливали прохожие сомнительного вида с вопросом:"А чего это у тебя длинные волосы? Уж не являешься ли ты представителем сексуальных меньшинств?" Причем-в достаточно грубой форме с попытками набить мне переднюю часть головы. Кого то раздражало, что я слушаю Битлз, а не Руки Вверх, кому то не нравились мои атеистические взгляды-и все, кто был со мной в корне не согласен упорно старались доказать мне, что я не прав. Я лично рад, что в Европе уважают право выбора своих взглядов, хотя многие из них могут шокировать народ не меньше. Конечно, такая толерантность влечет за собой те самые неестественные формальные улыбки, когда человек может быть в душе совсем не согласен, но вынужден улыбаться, чтобы не обидеть собеседника. Хотя по мне-так легче жить, чем ждать, что где то кто то захочет дать по хлебальнику. Ну и конечно-мне самому приходится улыбаться ученикам, как бы мне иногда ни хотелось бы их удушить.
А вот насчет 8 часового рабочего дня-это мы тоже обсуждали с учениками-просто было интересно сделать вывод, почему у Моцарта хватало времени заниматься круглосуточно, как инструментом, так и теорией, композицией, гармонией и прочими премудростями, а ученики не могут выкроить пару часов в неделю, хотя им очень хотелось бы. Тут вообще то больше вопрос не современной жизни, а политики что ли.
Еще лет 200 назад даже крестьянам, для того чтобы прокормиться, хватало затратить пару часов в день. Это при полном отсутствии механизации, за исключением мотыги. И вот придумали комбайн для облегчения труда. А к нему-автопилот. Ну и прочих роботов.  А крестьян переквалифицировали в программистов-ибо роботов тоже надо обслуживать. И вот мир пришел и интересному рубежу-200 лет назад крестьянин мог обработать гектар земли за день, сегодня при наличии роботизированных комбайнов программист может перепахать в течении дня пол европы. Казалось бы-можно вообще ничего не делать, и наслаждаться жизнью, пожиная плоды науки. Но-куды девать рабочих? Если можно при современной индустрии выпустить столько продукции, что всему миру хватит на три года вперед, то как будет работать привычная система, основанная на конкуренции и недостатке чего то где то? И вот тут начинаются законы о рабочем дне, искусственное создание рабочих мест и еще многое другое. Иногда в интернете всплывает интересная статистика, что 90 процентов ресурсов земли сосредоточены в руках 2 процентов населения. А чтобы народ не задумывался-а зачем вообще работать, и почему кто то имеет больше прав на окружающую среду, в который живет отдельный индивид-создается система, где человеку нужно куда то бежать, спешить, хвататься за какую то мифическую возможность с надеждой на продвижение по службе. Тогда и думать об устройстве мира не будет времени. А еще-как мне кажется-именно по этому в Германии не приветствуется гуманитарные науки-ну или, скажем, преподают их странным образом.
А музыка-ну вот такая вот и получилась в эту эпоху.
А что касается шизофрении-для начала нужно покопаться в медицинском справочнике, чтобы узнать, а что же это такое. Бывают гитаристы-социопаты, наркоманы, сексуально озабоченные, а в Норвегии-даже убийцы-сатанисты, но при этом - эта составляющая личности не имеет никакого отношения к музыкальной части вопроса.
А то что хороший музыкант-это прежде всего фанат своего дела настолько, что окружающим может показаться зацикленным на музыке маразматиком-это вряд ли подходит под классическую формулировку шизофрении. Причем-это в принципе это должно касаться всех музыкантов, и не стоит зацикливаться на одних гитаристах :)
В целом-необязательно искать именно такие образы. Можно было сравнить гитариста с шампунем Head&Shoulders-он тоже два в одном, и исполнитель, и слушатель, а то может еще и композитор с импровизатором. Один скрипач-кажись Дмитрий Ситковетский-предлагал во избежание сухого исполнения набора нот на каждую музыкальную фразу произведения придумывать картину, образ, из которого можно сделать эдакое либретто. Тоже неплохой метод. Ну и есть такой интересный фильм -August Rush-в котором талантливый ребенок создавал музыку из звуков окружающего мира.
Обиднее всего в этой истории, что многим приходится музыку объяснять с такой точки зрения, искать какие то не совсем музыкальные паралели из повседневного мира. А люди, у которых есть свое представление о музыке-встречаются крайне редко. Хотя если встречаются такие люди с профессорами-часто возникают споры, потому что мнение таланта не совпадает с мнением авторитета. :)